БЕССМЕРТИЕ. Космос открывается ...изнутри
Ученые России в смятении: тело буддийского ламы, «умершего» 75 лет назад, все еще живо
11 сентября 2002 года в Бурятии состоялось вскрытие саркофага с прахом Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигэлова, тело которого в течение 75 лет захоронения не подверглось никакому тлению.
Тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда, медитируя, уходил из жизни в 1928 году. Внешне тело ламы ничем не напоминало умершего человека. Как заявила руководитель проекта по изучению феномена Итигэлова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова, «его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются, как у живого, а после вскрытия короба, в котором тело ламы покоилось 75 лет, оттуда стало исходить благоухание».
Год назад российские ученые привезли из Бурятии в Москву для исследования частички его тела. И теперь в смятении вынуждены признать, что тело буддийского ламы до сих пор живо.
Как подчеркивает газета «Версия», получается, что последние 75 лет своей жизни лама провел в могиле, поскольку даже предварительные результаты анализа биоматериала показали, что наука впервые столкнулась с феноменом «бессмертия» давно почившего человека.
Перед кончиной Даша-Доржо Итигэлов завещал извлечь его тело из земли примерно через 30 лет.
С тех пор эксгумация проводилась трижды: в 1955, 1973 и 2002 годах - причем неизменно оказывалось, что тело ламы не тронуто тлением. После последней эксгумации тело Итигэлова решили изучить медики.
Врачи признают, что опыта работы с таким материалом у них нет, хотя феномен сохранности тела после смерти хорошо известен в медицине. Это происходит при бальзамировании, а также при захоронении тела в почве определенного типа или в условиях вечной мерзлоты. Но как только в могилу попадает кислород, мертвые ткани разлагаются за несколько часов. Вопреки ожиданиям ученых, ничего подобного не произошло с телом буддийского ламы.
Интересно, что момента смерти ламы никто не видел, так как он попросил заключить себя в куб из кедровых досок. Это открывает простор для психофизиологических гипотез. Что если, подобно йогам, лама умел управлять жизненными процессами своего организма?
Даша-Доржо Итигэлов был главой буддистов Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. Всю жизнь он провел в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири — на празднование 300-летия дома Романовых. В годы Первой мировой войны организовывал госпитали и получил несколько правительственных наград. Вокруг его имени уже при жизни ходили легенды. Одна из них гласит, что монах мог, как Христос, ходить по воде.
Обстоятельства смерти и погребения Хамбо-ламы в 1927 году очень нетрадиционны для буддизма. Окруженный учениками, Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и приказал извлечь его тело из могилы через некоторое время, пообещав вернуться живым. Потом начал читать молитву сопровождения умершего и погрузился в глубокую медитацию. Когда ученики сочли, что налицо все признаки смерти, тело ламы в той же позе лотоса поместили в кедровый саркофаг и похоронили на сельском кладбище.
Авторитет учителя был непререкаем. Ученики навещали Даша-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигэлова и вновь опускали в могилу. В сентябре 2002 года тело Итигэлова эксгумировали, изъяв из саркофага с соблюдением всех юридических процедур. Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов Хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.
Лабораторный анализ подтвердил, что тело монаха живет.
«Когда научная группа прибыла в Бурятию, нынешний Хамбо-лама Дамба Аюшеев, на наше счастье, предоставил нам необходимый биологический материал: пять волосков и срез ногтя, - рассказала корреспонденту газеты «Версия» профессор Галина Ершова. - А также несколько частичек кожи, которая отпала, когда монахи переодевали Итигэлова. Сейчас мы завершили серию возможных анализов предоставленных образцов. В лаборатории судебно-медицинской экспертизы их проводил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин - величина мирового масштаба в такого рода экспертизах. В частности, он исследовал останки членов царской семьи».
Изначально предполагалось, что органика, живые белковые соединения в теле ламы будут разрушены, а ткани консолидированы за счет неорганики, как это бывает в мумиях. Оказалось, совершенно наоборот! Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции клеток Итигэлова имеют прижизненные характеристики. Профессор Звягин, человек с огромным опытом, был поражен.
На прямой вопрос корреспондента, жив Хамбо-лама или мертв, Галина Ершова ответила не сразу: «Я опасаюсь задеть чувства верующих. Сейчас Итигэлов, понятно, не жив - он ведь не может подняться и пойти. Но, уходя в иной мир в состоянии медитации, он погрузился не в смерть, а в другое состояние. Результаты исследований позволяют предположить, что лама искусственно ввел себя в анабиоз. Это то, что происходит с некоторыми видами живых организмов в условиях стресса. Но как достичь этого состояния? Остановить дыхание, кислородный обмен? Если нет кислорода, в организме начинается цепная реакция разрушения. Или Итигэлов использовал какое-то поверхностное, как йоги называют, «легкое дыхание», которое продолжалось десятилетия? Кстати, в завещании ламы указана ключевая для буддистов цифра - 75 лет. Она привязана к этапам просветления Будды».
- То есть его хоронили живым?
- Безусловно.
- Получается, все это время в могиле он тоже был живой?
- Да, я полагаю, что это было именно так. Состояние Хамбо-ламы Итигэлова изменилось уже после того, как его извлекли из могилы, практически у нас на глазах. Просто тогда не обратили внимания на некоторые очевидные признаки. Есть такое явление: в момент смерти организм резко теряет влагу. А у Итигэлова, когда он был извлечен из могилы и находился вне короба, начался резкий исход влаги из тела. Стеклянный куб, в который его посадили монахи в монастыре, вдруг запотел. Это и был момент окончательного ухода великого учителя. И одновременно триумф. Он ведь вернулся живым, как обещал!
Именно такая была у ламы задумка. Я не знаю, верил ли он, что сможет заставить тело вновь повиноваться себе: ожить, встать. Вряд ли. Даша-Доржо был врачом и прекрасно понимал, что такое атрофия мышц без движения. Восстановить их функциональность практически невозможно. Но он рассчитывал оставаться в состоянии медитации-спячки до тех пор, пока его не извлекут из саркофага. Итигэлов вошел в состояние анабиоза, чтобы доказать беспредельность духовной силы. Он знал, что выдержит оговоренный срок. Я им искренне восхищаюсь.
Сейчас Галина Ершова занимается поиском аналогов «феномена Итигэлова» в буддийском юго-восточном религиозном пространстве. Есть версия, что высохшие фигуры медитирующих лам, покрытые либо лаком, либо золотом, могли быть явлениями этого порядка - живыми людьми, находящимися в трансе.
«Уникальное явление наводит на мысль: не с этим ли связана буддийская практика «медитировать на учителя», - продолжает профессор. - Видимо, эти люди были навечно связаны с информационным пространством, или, выражаясь буддийскими понятиями, с пустотой. Но были не мертвыми, а телесно и духовно принадлежащими еще нашему миру. Они становились своеобразными резонаторами, которые помогали монахам в трансе войти в общее информационное поле, прикоснуться к пониманию космоса. «Медитировать на кого-то» - это значит полностью отождествиться с неким духовно сильным человеком, и уж он потом переносит ищущего в другие миры и пространства.
Тела этих подвижников можно видеть в храмах Тибета и Юго-Восточной Азии. Вероятно, на заре истории они проделали тот же духовный путь, что и Итигэлов, перед тем как уйти в физическую смерть. Впрочем, достоверных свидетельств нет. Итигэлов - единственное явление из научно-описанных. Как считает Ершова, он реализовал свою задачу. Это был человек, активно живший интересами своего народа, наверное, в этом и надо искать и причину его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил свое тело в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.
Как это ему удалось сделать, по-прежнему остается загадкой. Сейчас готовится вторая экспедиция, финансируемая проектом «Неизвестная планета», уже в Тибет и Юго-Восточную Азию, чтобы на месте изучить вопросы психофизиологии - медитацию, практику управления собственным телом, технику йоги, дыхание. Специалисты считают, что надо, по крайней мере, попытаться понять заложенные в человеке способности, которые приводят к такому состоянию тела, какое наблюдается у Итигэлова, и выразить их в научных терминах. Одновременно будет изучаться почва и геология региона. Уже есть договоренность и с НАСА - американцы предоставят космические снимки местности в разных диапазонах. Для чистоты исследования необходимо знать, нет ли в районе бывшего захоронения хамбо-ламы каких-то излучений и почвенных аномалий. NEWSru.com. 5 декабря 2005
Дацан - ламаистский монастырь. Дуган - храм, молельня. дацан состоит обычно из нескольких дуганов. ХАМБО-ЛАМА - (тибетск. наставник) — титул, присваиваемый ламам, занимающим видные места в иерархии духовенства ламаизма.
Видные политические деятели России в разное время приезжали к нетленному телу бывшего бурятского Хамбо-ламы Даши Доржо Итигелова, которое находится в Иволгинском дацане в Бурятии. Среди посетивших дацан - президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и другие, сообщает сегодня «Интерфакс» со ссылкой на публикацию в газете «Жизнь за всю неделю».
О чудесах вокруг бурятского святого впервые рассказывает его внучатая племянница Янжима Васильева.
Янжима Дабаевна не только родственница великого святого, но и директор созданного в 2002 году Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова, цель которого - сохранить наследие «воскресшего бога».
- Он такой же, как мы с вами, только глаза у него закрыты, - убеждает меня внучатая племянница Итигэлова.
Профессор Ершова, например, прикоснувшись к его рукам, почувствовала их теплоту. А монах, сопровождавший Ершову, при ней снял шапку с головы Итигэлова, вытер с его лба пот (!) и обтер о руку Ершовой со словами: «Вспотел Учитель...» Женщина была потрясена. Есть даже свидетели, которые уверяют, что лама открывал глаза.
Похоже, что и внутренние органы целы, отмечают эксперты. Вот только кровь из жидкой стала желеобразной. Но она есть, чего не должно быть у человека, умершего 78 лет назад. А очень известный мануальный терапевт Алексей Ажеев, который наблюдает тело с 2002 года, даже нащупал своим особым способом пульсацию мозга. По его мнению, у живых мозговые полушария выдают 3 - 4 «всплеска» в минуту, а у неподвижного Итигэлова - 1 в минуту.
- Уникальное явление, которое не имеет аналогов в мире, конечно, не дает ученым покоя, - сокрушается Янжима Дабаевна. - И это после того, как уже установили, что клетки у него живые.
- Кожа у ламы со временем не чернеет?
- Нет. Иногда она только становится тверденькая. 4 ноября прошлого года мы с профессором Ершовой потрогали его лицо - оно было очень мягкое и гладкое. А через некоторое время затвердело. Врач Алексей Ажеев объясняет это процессами, происходящими внутри любого живого организма. Есть такой термин «руки прачки». Когда руки постоянно находятся в воде, то они должны разбухнуть, а они съеживаются. Это организм балансирует, чтобы не выпустить влагу из себя. Такой же эффект у Итигэлова: у него вес то увеличивается, то уменьшается.
- Вы еще его и взвешиваете?
- Да. Он весит в среднем 41 кг, но периодически теряет или прибавляет в весе один килограмм.
- Говорят, что тело могло сохраниться благодаря соли, которой оно было засыпано.
- Мы до сих пор не знаем, кто и когда насыпал соль в кедровый ящик с ламой. Не факт - что это было сделано со дня захоронения. Кроме того, соль местами нанесла вред его коже - высушила. «ВЕРНУЛСЯ, КАК И ОБЕЩАЛ», «Комсомольская правда»
Земная жизнь Ламы
Поскольку речь пойдет о вещах, которые людям, не знакомым с буддизмом, покажутся нереальными, скажу сразу о своих источниках информации. Янжима Васильева, внучатая племянница Хамбо ламы Итигэлова и директор Института его имени, рассказывая о земном пути своего великого родственника, опирается на собранные ею свидетельства земляков, полсотни архивных источников, государственных и монастырских. Она сразу предупредила, что есть три версии биографии Итигэлова: от рождения, 1852 года, до 1895-го. Все архивно подтверждены, но противоречат друг другу. Также информация получена от Ганжур ламы, ректора буддийского Университета, Бимба ламы, хранителя драгоценного тела Итигэлова, и XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Каждый из них внес в повествование о земных жизнях Итигэлова яркие краски.
Итак, считается, что Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году. Никто не знает и не знал, кто его мать. У бурят всегда было очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до 30 поколений. Правда, по мужской линии, - женщины не вписывались. И род отца известен, о матери - ноль сведений. Мальчик рос сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками. Хамбо лама Аюшеев полагает, что Итигэлов - неземного происхождения.
Мальчик пас чужой скот и говорил, что будет Хамбо-ламой (главным ламой). Над ним смеялись. Однажды он появился верхом на быке с колом в руке. На колу был человеческий череп. О случившемся стало известно ламам, они предрекли ребенку особую судьбу и великое предназначение. Действительно, все было предрешено. Отроком он попал на учебу в Анинский дацан, и его учителями стали люди, за которыми, когда они только родились, специально приезжали тибетские ламы. Эти дети были земными воплощениями Будды долголетия и Будды мудрости. Монахи Анинского дацана ответили вежливым отказом: «Боги сами знают, где им рождаться». А еще его учителем был ширээтэ (настоятель) Анинского дацана, земное воплощение Будды сострадания. Он назначил студенту содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел поочередно платить эти деньги. Жители Ойбонта более 15 лет вносили также плату за освобождение Даши Доржо от воинской повинности - он считался выходцем из казачьего сословия.
А когда в 1911 году Итигэлову было начертано стать главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья, вдруг разом исчезли все преграды его избранию. Множество людей вокруг: от лам до губернатора Восточной Сибири - совершали поступки, которые помогали свершиться судьбе Итигэлова. Аюшеев: «Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова».
По свидетельствам лам, при жизни Итигэлов говорил, что знает о трех своих реинкарнациях. Так, для верующих он неоспоримо был перерожденцем первого Хамбо ламы Заяева - основателя буддизма в России. Заяев родился в 1702 году. Прожил 75 лет и, уходя, пообещал ученикам вернуться. В 1852 году, через 75 лет после смерти Заяева, родился Итигэлов. Он тоже проживает 75 лет. И возвращается к нам вновь через 75 лет. То есть четырежды повторяется число 75. Когда Итигэлов вступил в должность Хамбо ламы, прихожане Цонгольского дацана, затапливаемого во время наводнений, обратились к нему с просьбой определить новое место для постройки храма. Он указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра Заяева. И там действительно обнаружили его личные вещи и впоследствии построили новый дацан.
Николай II и царская семья почитали Итигэлова (бурятские ламы врачевали венценосных особ), у него было немало российских наград. Родной же народ, буряты, еще при жизни начали его боготворить. В 1903 году, когда его назначили ширээтэ Янгажинского дацана, все свое состояние он пожертвовал на строительство новых дуганов в честь воинов, погибших в Русско-японской войне. Три сотни янгажинских казаков получили от него благословение, отправляясь на фронт Первой мировой войны, и никто из них не погиб, все вернулись домой. Итигэлов создает «Общебурятское общество» - для помощи фронту. Объединив 120 религиозных и светских лиц, Итигэлов собирал деньги для раненых и их семей, организовывал лазареты, отправил эмчи-лам в прифронтовые госпитали. На православную Пасху 1915 года солдаты получили посылки из буддийской Бурятии.
Иллюзий относительно советской власти Итигэлов не питал. В отличие от коллег, надеявшихся, что буддийская религия позволит мирно ужиться с новым режимом. Увы, вскоре ламы выяснили, что советская власть все рассматривает с позиции двух крайностей: вечное и невечное, материя и дух, материализм и идеализм. И коммунисты выбирали одну из крайностей (мы как наследники большевиков тоже вот пытаемся понять: живой Итигэлов или мертвый, иного какого-то состояния мы в толк взять не можем). Буддисты же исповедуют принцип срединности, свободной от крайних суждений: ни любви, ни ненависти - лишь сострадание.
Сосуществовать с большевиками не получилось, часть лам уехала в Тибет, другую ждали аресты и казни - все, как предрекал Итигэлов. Буддийские святыни уничтожили. Янгажинский дацан стерли в пыль - степь была белой от нее, от клочков рукописей. А в Анинском дацане в развалинах взорванного центрального дугана устроили скотобойню.
Но все это произошло после ухода Итигэлова. Сам он эмигрировать и не пробовал, сказал о комиссарах: «Меня они не возьмут». Так и вышло.
Ходит много легенд об арестах бурятских йогинов. Много раз приходили из НКВД за одним из лам. Гужи Дашинима сидел у них на виду и читал, но те его не видели. Когда им эти игры в прятки надоели, они стали угрожать ученикам ламы, и тогда он решил отдать себя в руки новой власти. Однако вскоре конвоиры нашли его мертвым - лама, войдя в самадхи, покинул тело. Ганжур лама сказал мне: в те времена это было еще в порядке вещей - ламы летали, проходили сквозь стены, моментально преодолевали громадные расстояния, ходили и ездили на конях по воде, аки посуху.
Относиться к рассказам о сверхъестественных силах бурятских йогинов можно как к легендам, но Янжима ссылается, например, на сохранившееся официальное полицейское донесение. Из него следует, что в мае 1917 года (революционные безобразия уже происходили) вернувшиеся фронтовики в Тамчинском дацане устроили потасовку и пьянку. Итигэлов, узнав об этом, помчался в дацан - на коне проскакал по поверхности Белого озера (сейчас называется Сульфатное) как по мощеной дороге. Затем прыгнул с крутого берега Гусиного озера, рассек водную гладь и по сухому дну ринулся напрямик к дацану. Когда выскочил на берег, воды сомкнулись за ним. Поднявшиеся волны смыли часть собравшихся в дацане дебоширов и очистили оскверненную территорию. Оставшиеся, увидев Хамбо ламу, в страхе разбежались.
Итигэлов, практик высочайшего уровня, говорят, мог мгновенно передвигаться: как только за ним закрывали дверь, он тотчас оказывался за километр от нее, превращаясь в точку.
В 1917 году Итигэлов оставил пост Пандито Хамбо ламы. Написал послание потомкам, обнаружено оно было лишь в 1998 году в библиотеке Иволгинского дацана. Он знал, что вернётся в вечном теле. Алексей Тарасов. «Новая газета».