ХРИСТИАНСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ И КАТОЛИЧЕСКОЕ. Два мира – два крыла. Взгляд изнутри
Всем известно, что православие и католичество исходят из одного источника - христианства. Обе эти ветви имеют в основе одну идею, которую на Землю принес Иисус Христос, который, прежде всего, проповедовал веру, любовь, всепрощение, понимание и объединение людей. Так что же такое произошло, что даже и сейчас, в 21 веке, эти две ветви одного целого часто не находят общий язык, как будто не имея ничего общего друг с другом? Почему часто побеждает непонимание, соревнование, гордыня, собственная значимость, обида и т.д.?
Проклятие
Оказывается, спор начался по знакомой схеме, где главную роль играли личные амбиции некоторых людей, которые, может быть, и не осознавая этого, привели к знакомому результату - разделению, войне, вековому проклятию и всему, связанному с этим. Часто всё начинается с обидного недоразумения, которое в людях разжигает возмущение и недовольство. Чтобы глубже проникнуть в проблему, необходимо немного погрузиться в историю. Поскольку нельзя с точностью утверждать, как всё тогда произошло на самом деле, приведем несколько фактов, и пусть читатель сделает свой вывод сам, потому что католичество и православие, конечно, смотрят на те же события с разных точек зрения, и как одни, так и другие уверены в своей правоте, и об этом не нам судить.
Кажется, что спор начался, в основном, из-за одного добавления, сделанного западно-христианской церковью в Никео-Царьградском Символе Веры IV века в догмате Святой Троицы: в нём говорилось о нисхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Сына. Это добавление назвали Филиокве (лат. Filioque - «и от Сына»). Это маленькое прибавление могло бы казаться незначительным, но оно меняло понятие о Святой Троице и, в конце концов, об основе учения христианства - веры в Единого Бога. Восточно-христианская церковь это изменение не приняла, поскольку строго придерживалась Библии, где о нисхождении Святого Духа из Сына ничего не написано. Православие считает, что Бог - Источник всего, то есть Творец как Сына, так и Духа Святого, и относится к этому вопросу так, что Иисус Христос может являться только проводником Святого Духа. Католическая церковь в принципе изменила эту догму, сказав, что Святой Дух имеет два источника: Отца и Сына (но в католичестве Они - Одно целое, и Бог рождает Иисуса выдохом Святого Духа на Сына и через него, значит, Святой Дух между ними как Их взаимоотношение). Можно также сказать, что если Иисус Христос является источником Святого Духа, то это означает снижение важности в иерархичности Святого Духа, который тогда поставлен ниже Сына. И поскольку церковь и устроение правления страны понималось как отражение небесного мира, то римский папа в таком случае являлся отражением Святого Духа на Земле, что ему придавало могущество и непогрешимость. И это, конечно же, тоже не очень нравилось «на Востоке», где мнение папы стояло ниже мнения соборов, и стремление католической церкви подставить филиокве в Символ Веры понималось в православии как стремление к самоутверждению римских пап.
Святой Дух в ещё единой христианской церкви понимался как Любовь между Отцом и Сыном, сила которой создаёт третью отличающуюся Сущность, но одновременно имеющую одинаковую божественную суть с Отцом и Сыном. Получается, что Святая Троица представляет собою равных Сущностей, где Бог - всё равно «первый». Причём равные не значит одинаковые, но единые и имеющие свою отличную суть и, значит, составляющих иерархию.
В результате внесённых изменений католичество, по сути, признало не Троицу, а Пару, где Святой Дух, то есть Материнское начало Любви, поставлено в униженное подчинённое положение. Святой Дух в Библии представлен как Действующая Сила Бога, которая спускается и исполняет Волю Бога-Отца, который Сам никогда не спускается.
В католических мистериях и обрядах всегда работают «две Руки Бога» - Слово и Действие, Сын и Дух.
Вместе с тем легко заметить, как изображается новозаветная Троица в православии: Святой Дух в виде голубя не исходит, а сходит на Отца и Сына, озаряя Их Лучами. Это истинное признание величия Любви Материнского Начала.
В 807 году произошло первое столкновение Запада и Востока, когда западные монахи пели на горе Символ Веры с включением филиокве. Восточные монахи возмутились, и римский папа Лев III решил оставить Символ Веры в изначальном виде. Критический момент настал в 1014 году, когда римская церковь находилась в кризисе и нуждалась в помощи Германского царя, который помог Бенедикту VIII взойти на папский престол, за что тот официально провел филиокве в Символ Веры. Восточно-христианская церковь реагировала полемиками на эту тему. Константинопольский патриарх Михаил Керуларий послал в Рим письмо по этому поводу, где вежливо объяснил свои мысли и своё недовольство прибавлением филиокве, но кардинал Губерт неверно перевёл это послание и добавил ему оттенок агрессивности, затем отправив его папе Льву IV. Так произошло это фатальное недоразумение, вследствие которого кардинал Губерт от имени папы поехал в Константинополь и передал в ответ очень агрессивное и оскорбляющее послание, в правоту которого никто сначала не поверил.
В 1054 году Губерт проклял Михаила Керулария и всех, кто был с ним в единстве, а значит, всю восточную церковь. В ответ константинопольская церковь прокляла тех, кто возложил на них проклятие. Это привело к большой схизме.
Странно, как одно такое понятие, как филиокве, может столько изменить... Неужели невозможно сказать, что обе стороны могут быть правы или неправы? Неужели лучше не признаваться, что Святая Троица - большая тайна, которую тяжело постичь разумом? А может быть, это важно знать, поскольку это основа веры в Бога? Где найти ответ?
(Если, например, заглянуть в другие религии, можно также найти нечто подобное. В индуизме Св. Троицу представляют Брахма, Вишну и Шива - Творец, Хранитель и Разрушитель - с их женскими дополнениями, в Египте это были Озирис, Изида и Гор, у германцев Один, Вили и Ве, у славян Перун, Сварог, Свентовит.)
Но не только филиокве разделяет православную и католическую церковь. Это было бы слишком просто. Самые большие споры вызывал догмат о непогрешимости Папы. В средневековые времена к этому прибавились новые западно-христианские догмы об индульгенциях, догма о непорочном зачатии Богородицы, о дате Её вознесения, которые также расходились с православием. Различий много также в литургиях, традициях и праздниках.
Например, Рождественское Богослужение в православии длится четыре часа напротив сорокаминутной мессы в католичестве, причём православные всю службу проводят стоя. При католической мессе кроме хора слышны и музыкальные инструменты: традиционным всегда являлся орган. Православие также несогласно с Западом относительно некоторых таинств и самого главного - причастия, которое православие, в отличие от католицизма, воспринимает как тайну, которую невозможно описать. Конечно, это только некоторые различия церковной практики, к тому же есть и очевидные внешние различия в архитектуре, живописи, скульптуре и одежде, которые всем известны. Однако православие и католичество многое объединяет, а самое главное - один Источник, вера, которую принёс Иисус, вера в Святую Троицу, а также Библия, с её идеями добра. Всё остальное важно только для «отцов церкви». Ведь всё, что людей разделяет, придумали они сами.
К счастью, диалог между церквями продолжается. Одним из удачных в этом плане был 1964 год, когда папа Римский Павел VI и константинопольский патриарх Атенагорас сняли друг с друга проклятие (в том числе по поводу принятия того самого филиокве). В 1967 в Иерусалиме произошла первая за всю историю встреча римского папы и константинопольского патриарха. В 2001 году Иоанн Павел II извинился за все обиды, нанесённые католиками православным и в 2004 году свою просьбу прощения повторил при 800 летней годовщине опустошения Константинополя. В 2005 году Патриарх Варфоломей стал первым константинопольским патриархом, который присутствовал на похоронах Римского папы.