___________________________ ___________________________ __________________________________ _______________________________ _________-____________________________ _________________________________ ____________________________________ __________________________________ ______________________________________ ____________________________________ _______________
Популярное в рубрике
Written on 01 Декабрь 2007 by Людмила Калегина, Валентина Мокина, Владимир Никифоров
2011-11-05-13-49-20 Уральские горы издавна привлекали внимание к себе. Еще во времена расцвета древней Греции они будоражили воображение и умы историков и философов. Называли их тогда Рипейскими горами, и жила на них, по преданиям древних, легендарная раса гипербореев. Вот как писал о них и их жизни Плиний Старший,...
8153 0
Written on 01 Август 2009 by Мария Тучкова
2010-10-17-21-36-29 Прикосновение к тайнам Земли происходит иногда гораздо позже того времени, как побываешь в местах, которые хранят эту тайну. Иногда мимолётное путешествие впоследствии призывает к более глубокому переосмыслению увиденного, подталкивает к поиску чего-то сокрытого от простого взгляда туриста. Это...
7428 0
Written on 01 Октябрь 2007 by Мария Тучкова
2011-11-04-19-24-12   Не умрёшь, народ! Бог тебя хранит! Сердцем дал - гранат, Грудью дал - гранит. Процветай, народ, - Твердый, как скрижаль, Жаркий как гранат, Чистый, как хрусталь. Марина Цветаева. 21 мая 1939   Со времени, когда Цветаева написала эти горячие строки, обращенные к чешскому народу, прошло 68...
7405 0
Written on 01 Октябрь 2009 by Максим Красиков
2010-10-17-21-12-35 Обычно турист, попадая в Чехию, ограничивается неделей времени, гостиницами, пивнушками, проторенными туристическими маршрутами: стандартных путешествий ему, как правило, вполне бывает достаточно. К тому же турист никогда не один. Только буквально единицы путешествуют с семьёй или небольшой компанией,...
6956 0
Written on 01 Октябрь 2007 by Максим Красиков
2011-11-04-18-24-16 Почему нас с детства притягивает этот неизведанный подземный мир? Всё детство я мечтал стать машинистом метро, любил на даче рыть глубокие ямы, подземные ходы, мечтал найти библиотеку Ивана Грозного и с упоением читал книгу о Кремле, где говорилось о тайных подземных ходах. Став взрослым, я могу...
6682 0

PostHeaderIcon Москва. Счастье над пропастью

13-1

Почему нас с детства притягивает этот неизведанный подземный мир? Всё детство я мечтал стать машинистом метро, любил на даче рыть глубокие ямы, подземные ходы, мечтал найти библиотеку Ивана Грозного и с упоением читал книгу о Кремле, где говорилось о тайных подземных ходах. Став взрослым, я могу только улыбнуться такой странной тяге. Но ведь ничего просто так не бывает, и недаром многих и во взрослой жизни тянет глубоко под землю исследовать её рукотворные и нерукотворные недра.

В детстве, когда я ездил в метро, мне всегда хотелось заглянуть в кабину машиниста. Я видел однажды по телевизору, как красиво выглядят убегающие вдаль тоннеля подсвеченные рельсы, меня манило всё сокрытое, зарытое, тайное. И однажды мне удалось найти маленькую дырочку в кабину машиниста и подсмотреть в этот загадочный и поэтому такой притягательный мир.

Однажды услышав о подземном мире Москвы, не о метро, конечно, а о втором городе, который находится на большой глубине, я этим не заинтересовался. Ну и что? Да, там находятся какие-то военные объекты, бомбоубежища, системы управления, второе метро сугубо военного назначения, ну и что? Ведь так и должно быть, ведь Москва же столица, да и готовились к ядерной войне. Я даже помню, как один раз показали по телевизору в новостях какой-то комплекс, по которому на глубине 100 метров ходят люди в военной форме. Эта информация пылилась с тех пор где-то в подсознании и не представляла интереса.

Время шло, спустя больше десяти лет, я стал в силу многих причин по-другому воспринимать мир, стал больше задумываться обо всём, что происходило вокруг. Всё меньше хотелось быть безучастным ко всему, хотелось всё вместить, всё понять. Я стал больше любить людей, землю, на которой живу, стал ценить и любить Москву, больше узнавая о ней, о её истории.

 

Земля всё стерпит?..

Для меня было открытием, когда я узнал, сколько парков в 20-е, 30-е годы в Москве было построено на месте кладбищ. Трудно осознать, гуляя по Таганскому парку или по скверу у Старого Симонова монастыря, что всего лишь 80 лет назад здесь были могилы. А через год здесь играли в футбол мальчишки и встречались влюблённые пары. Такой контраст жизни, такие противоречивые чувства. Вся история Москвы, да, наверное, и многих городов - такая гремучая смесь. И ведь это совсем недавняя история. А на этой земле тысячелетия жили люди. И если так посмотреть, то, наверное, уже нет места, где бы не было какого-нибудь захоронения. А земля всё помнит. Земля пропитана самой жизнью людей, спрессованной во времени.

Интересно было бы узнать, почему все артефакты былой жизни археологи находят очень глубоко от поверхности. Почему сейчас при раскопках в Кремле основание дома начала 14-го века нашли на девятиметровой глубине? Неужели раньше люди жили на 9 метров ниже сегодняшнего уровня? И откуда взялось столько земли, чтобы засыпать всё это прошлое? Видимо, так земля очищает себя, втягивая всё, унося вглубь старое, чтобы на поверхности могла развиться новая жизнь.

Учёные сейчас говорят, что Москве гораздо больше лет, чем официально принято считать. Но и тысячелетней истории хватит, чтобы понять, как измучена была земля в центре города за все эти века.

Читая историю Петра Великого в редакции 1908 года ещё на старом русском языке, я поражался, как в полувековом отрезке уместилось столько зла, столько страданий и ненависти. Как дики были нравы, и то, что сейчас ограничено уголовным кодексом, раньше отдавалось на откуп общественному мнению, и правило безумное большинство, а не сила закона и даже власть царя. Кровавые бунты, постоянные расправы, дикие нравы. И трудно представить, как на таком маленьком пятачке земли, каким является самый центр Москвы, уместилось столько жутких в современном понимании событий.

Говорят «земля всё стерпит». Но и терпению земли когда-то приходит конец.

В начале 20-го века, ещё до всякой техногенной экспансии под землю, исследователи утверждали, что центр города был просто изрыт многочисленными ходами, тоннелями, подземными хранилищами, а под холмом, на котором сейчас стоит «Дом Пашкова» находились четырехуровневые подземные сооружения. И их называют основной причиной того, что построенный на них дом постоянно давал усадку.

До сих пор при реконструкции старинных домов в центре города обнаруживаются многочисленные засыпанные или разрушенные временем ходы и тоннели. Каждый уважающий себя знатный человек, дворянин, не говоря о царе, при строительстве своего дома задумывался о путях отхода в экстренном случае и о месте безопасного сохранения своих сбережений. А нестабильная политическая ситуация только провоцировала подземное строительство и загоняла людей вглубь земли. Оно было настолько популярно, что оценить масштабы землеройных работ просто не представляется возможным.

Поэтому ничего нет необычного в том, что советское правительство продолжило традиции предков и начало своё существование с освоения подземного пространства центра Москвы. Ни один из правителей не был уверен в своей безопасности, что ускоряло желание каждого из них «зарыться под землю».

Первым участком работ по развитию подземного хозяйства и по соединению в единую систему стратегических военных объектов и объектов управления страной стало строительство (или реконструкция) соединительного комплекса между Кремлём и Старой площадью, где сейчас находятся здания нескольких ведомств и Администрация Президента. И, наверное, каждый хотя бы немного любопытный гражданин задумывался, каким же способом в Кремль для пропитания и обслуживания такого количества служащих и целого кремлёвского полка доставляется всё необходимое. Ведь на поверхности Кремля трудно встретить грузовой транспорт, разве что служебные легковые автомобили.

Тогда же был построен тоннель из Кремля на Мясницкую улицу, где находился городской дом Сталина, и откуда он под землёй прибыл на станцию Маяковская в ноябре 1941 года. При Сталине же в 1947 году построили и первую ветку так называемого Метро-2 из Кремля до его дачи в Матвеевском (недалеко от пересечения Кутузовского проспекта с Минской улицей). По всем этим тоннелям можно было проехать как на поезде, так и на автомобиле. Эти сооружения были построены максимум на сорокаметровой глубине. При Хрущёве стали рыть глубже из-за угрозы попадания ядерных зарядов. Тогда были соединены тоннелями с Кремлём министерство обороны, МИД, гостиница «Украина», бункер МинСвязи, центр управления ПВО в Раменках. А при Брежневе был построен тоннель из Раменок в Востряково, в академию Генштаба, а потом тоннель из центра в район ВДНХ, где по слухам располагался какой-то подземный завод на глубине 100 метров. Тогда же на стометровой глубине были построены десятки объектов, и среди них не только стратегические военные объекты, но целые жилые комплексы для партийной элиты на случай ядерной войны, где на автономных источниках жизнеобеспечения члены политбюро могли бы прожить несколько месяцев. И это не просто сооружения, это действительно город, между частями которого можно было, так же как и на поверхности, прокатиться «с ветерком».

Строительство этих объектов не прекращалось, даже когда развал Союза был уже неизбежен. До конца 80-х продолжалось строительство последней и самой протяженной ветки Метро-2 из Кремля в центр управления ПВО в подмосковном Алачково (Чехов-2) протяженностью около 60 километров. И это при том, что самая длинная - Серпуховско-Тимирязевская линия метро имеет длину чуть более 41 километра.

13-2

Сотни километров коммуникаций, сотни километров метро, десятки стратегических объектов - подземная Москва буквально изрезана вдоль и поперёк. Одних только скважин различного назначения в Москве за 20-й век было прорыто 800 тысяч! Можно ещё вспомнить включение Москвы в систему Волго-Балтийской водной транспортной системы, строительство канала имени Москвы, из-за которого уровень Москвы реки поднялся на 3,5 метра. В результате этого были затоплены многие подземные тоннели и полости, построенные в прежние века в центре города. И к этому многослойному пирогу сверху приплюсовывается ещё и массовое строительство на поверхности, начало которому было положено ещё при Сталине. Нагрузка на «дырявую» почву растёт бешеными темпами. И в планах столичных властей просто грандиозные пректы высотного строительства. Москва по проекту будет обрамлена кольцом небоскрёбов! А в Москва-сити заложен первый камень в основание 600-метровой «башни «России».

Благодаря тотальной многоэтажной застройке в Москве был полностью изменён водоносный горизонт. Тысячи рек, прудов и болот были буквально зарыты или упрятаны в трубы, что явилось причиной качественных негативных изменений в структуре земли даже на очень большой глубине. Вдобавок к этому откачка воды при строительстве и эксплуатации глубоких подземных объектов также негативно повлияла на водоносные горизонты почвы и ослабила несущую способность грунта.

13-3

Вмешательство человека в недра Москвы привело к тому, что известняковые породы, на которых расположен город, быстро размываются.

Подземные реки, поменявшие свои русла, наземные реки, которые были зарыты в землю, и вода, поступающая при утечках из канализации и систем водоснабжения, негативно влияют на карстовые пустоты, которые остались ещё с ледникового периода. Пустоты размываются, мягкий известняк, как мокрый мел, быстро поддаётся разрушению, и при малейшем внешнем воздействии происходят обрушения пустот и, как последствие, - провалы и проседание грунта на поверхности. Вымывается не только известняк, осадочные породы содержат и гипсовые отложения, и глины. Глины сдерживают проникновение наземных вод в карсты, но глинистый слой во многих местах просто уничтожен.

В последнее время в Москве участились локальные провалы, которых за первую половину этого года случилось 150 (!). Проваливаются дороги, пустыри. К счастью, без человеческих жертв. Провалов и раньше было много, особенно в начале массового строительства. Так в 1969 году на Хорошевском шоссе, где по карстовым пустотам самая неблагоприятная ситуация, образовались два провала глубиной 20 м общей площадью 200 м2. Под землю ушёл жилой пятиэтажный дом. Подобные происшествия, по традиции, не предавались огласке.

Самой же распространённой причиной происходящих в настоящее время провалов является наличие заброшенных рукотворных пустот в земле, разрушающихся бесхозных коммуникаций и следов прежнего строительства. Особенно выдающимся по своему масштабу за последнее время стал огромный провал на Минской улице, площадь его составила около 120 квадратных метров. И не удивительно, ведь именно в этом месте на глубине в 40 метров и проходила та самая первая ветка секретного Метро-2, которой пользовался ещё Сталин. Сейчас это «метро» законсервировано и не используется. И, может, именно из-за небрежения этим бесхозным наследием прошлого и произошло проседание слоёв земли, ведь земля куда-то «ушла»?

И всё это оказалось только малой частью моих дилетантских изысканий. Куда же интересней оказалось то, что скрывается гораздо глубже рукотворных «нор». Всё-таки человек порылся не так глубоко, как это сделала Природа.



 
Нажмите для просмотра -  №34 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №33 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №32 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №31 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №30 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №29 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №28 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №27 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №26 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №25 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №24 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №23 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №22 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №21 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №20 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №19 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №18 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №17 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №16 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №15 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №14 На крыльях Лебеди
Получить Журналы
Статьи рубрики
Written on 01 Октябрь 2007 by Максим Красиков
2011-11-04-18-24-16 Почему нас с детства притягивает этот неизведанный подземный мир? Всё детство я мечтал стать машинистом метро, любил на даче рыть глубокие ямы, подземные ходы, мечтал найти библиотеку Ивана Грозного и с упоением читал книгу о Кремле, где говорилось о тайных подземных ходах. Став взрослым, я могу...
6682 0
Written on 01 Октябрь 2009 by Максим Красиков
2010-10-17-21-12-35 Обычно турист, попадая в Чехию, ограничивается неделей времени, гостиницами, пивнушками, проторенными туристическими маршрутами: стандартных путешествий ему, как правило, вполне бывает достаточно. К тому же турист никогда не один. Только буквально единицы путешествуют с семьёй или небольшой компанией,...
6956 0
Written on 01 Октябрь 2007 by Мария Тучкова
2011-11-04-19-24-12   Не умрёшь, народ! Бог тебя хранит! Сердцем дал - гранат, Грудью дал - гранит. Процветай, народ, - Твердый, как скрижаль, Жаркий как гранат, Чистый, как хрусталь. Марина Цветаева. 21 мая 1939   Со времени, когда Цветаева написала эти горячие строки, обращенные к чешскому народу, прошло 68...
7405 0
Written on 01 Август 2009 by Мария Тучкова
2010-10-17-21-36-29 Прикосновение к тайнам Земли происходит иногда гораздо позже того времени, как побываешь в местах, которые хранят эту тайну. Иногда мимолётное путешествие впоследствии призывает к более глубокому переосмыслению увиденного, подталкивает к поиску чего-то сокрытого от простого взгляда туриста. Это...
7428 0