___________________________ ___________________________ __________________________________ _______________________________ _________-____________________________ _________________________________ ____________________________________ __________________________________ ______________________________________ ____________________________________ _______________
Популярное в рубрике
Written on 01 Август 2008 by Наталья Власюк
2011-11-02-19-01-12 Корона - один из самых распространенных и, вместе с тем, наиболее древних мистических символов. Верховная корона - уравновешивающая сила, принцип мира или уравновешенного царства. Корона является атрибутом богов Солнца и символизирует солнечный диск, святость, подобно нимбу, является символом...
17339 0
Written on 01 Апрель 2008 by Ирина Яковлева
2011-11-03-11-16-33 Мы часто не задумываемся, какой многоуровневой и сложной системой является человек, вмещающий в себя сразу два мира: духовный и физический. Поэтому так важно помнить о гармоничном развитии духовных и физических способностей. И от того, насколько мы понимаем принципы происходящих в нас тонких и...
12944 0
Written on 01 Июнь 2009 by Елена Майдель
2010-10-17-22-06-21 Снова и снова мы убеждаемся, что практически ничего не знаем о самих себе, о своей внутренней вселенной, о потрясающих самое бурное воображение магических способностях своих физических тел, своих душ, своей так и не востребованной творческой силы. Проговорив друг с другом всю жизнь, мы понятия не...
12459 0
Written on 01 Октябрь 2009 by Наталья Власюк
2010-10-17-21-03-38 Появление на небосклоне ярких комет, звёзд всегда возвещало о предстоящих переменах и событиях мирового масштаба. Древние знали, что звёзды - это знаки, посредством которых высшие Небесные Силы показывают нам проявление своей воли, поэтому, зная это, астрологи с давних пор называют их «перстами...
12065 0
Written on 01 Декабрь 2007 by Елена Острер, Валерий Ерошин
2011-11-05-14-58-45 История развития всех без исключения цивилизаций однозначно говорит, что у всех народов, во все времена в основу жизни были положены одни и те же высшие ценности, одни и те же великие символы. Знаки и символы несут в себе глубокую и многогранную информацию - и яркий пример тому - изображение креста....
10993 0

PostHeaderIcon София - Душа Мира

13-1

Наступает Эра Водолея - Эпоха Женщины, солнце необычно активно, и огненная энергия мощным водопадом льется на планету, очищая и изменяя Землю, а также наше сознание, и известные, казалось бы, истины вдруг раскрываются совсем в другом свете. И такие понятия, как любовь, материнство, милосердие, душевность, доброта, жертвенность, сбережение и другие качества, присущие женской природе, обретают свою значимость и первостепенность.

Споры о сущности Святой Троицы привели к множеству толкований и послужили одним из поводов для разделения церквей. Святая Троица - один из основных догматов Христианства. Сущность понятия Троицы заключается в том, что Бог Един по своей сущности, но существует в трех ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой. Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в III веке н.э. и сразу вызвало острую продолжительную дискуссию в христианской церкви.

Триединство - это Высший принцип, проявляющийся в бесконечном многообразии форм творения Жизни космического пространства. В физике три точки опоры - это самая устойчивая форма, а в религии Святая Троица - тот стержень, основа (три кита) на которой держится весь Космос.

В Символе Святой Троицы зашифровано Начало целостного учения об иерархии Жизни. У древних язычников многочисленные боги, которым они поклонялись, также были сгруппированы в триады богов. Об этом, например, свидетельствуют символические изображения на табличке Богини Изиды, прикрепленной на алтаре Великой Пирамиды в Египте.

Тот - Меркурий - Гермес Трисмегист, которому древние египтяне поклонялись как Богу, был первым жрецом и фараоном на египетской земле. Он дал египтянам знания письменности, медицины, математики, астрономии. В Завещании (или Словах Тайн) Гермеса Трисмегиста есть важное утверждение или закон, дословно - «то, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи». Другими словами, принцип Святой Троицы имеет проекции на всех планах бытия, так как Творение едино. В земном мире отражением Святой Троицы является семья - мать, отец и дети. Причем мать является главной для ребенка, дитя без отца считается полусиротой, а без матери - сиротой. Ребенок может гармонично развиваться только при наличии обоих родителей. Если есть земные родители, значит, у человека должны быть и Небесные Родители. Возникает вопрос, согласно Закону Гермеса Трисмегиста: «Где женское начало в христианском представлении Святой Троицы?» Ведь любое творение возможно только в соединении женской и мужской энергии.

Истории известно утверждение Кирилла Александрийского (4-й век н. э.) о том, что первым, кто исповедовал Святую Троицу, был выше описанный Гермес Трисмегист. Согласно древним сказаниям, Трисмегист - это прозвище, которое получил Тот - Меркурий - Гермес от язычников за свои проповеди и распространение знания о Высшем Принципе и свойствах бытия Святой Троицы. В одном из 14-ти сохранившихся после пожара Александрийской библиотеки трактатов «Священной Книги Тота» говорится о том, что Святая Троица содержит в Себе Мудрость, Разум и Науку. Как известно, это утверждение было зафиксировано за тысячелетия до Платона и неоплатоников, до того, как образовалось христианство и до написания Библии. Тайна Небесной Матери (Женского Начала), как второй половины Небесного Отца в Христианстве сокрыта в женском образе глубокого значения Святой Софии - Премудрости Божьей. Постараемся более глубоко изучить тему Софии в истории развития христианства.

Тема Софии любима и почитаема в русской традиции. София -сверхличное существо, душа твари. София - Премудрость Божия, соединяющая Бога и мир.

В переводе с греческого, София (sophia) - мастерство, знание, мудрость. В иудаизме и христианстве - олицетворенная мудрость Бога. В дофилософском употреблении София - разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве (Гомер); знание о сущности, о причинах и источниках (Аристотель).

Представление о Софии как «премудрости божией» получило особое развитие в Византии и на Руси. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим императором Константином. По примеру царствующего града Софийские храмы воздвигались во многих местах. И замечательно, почти всегда Софийскими оказываются великие, соборные или митрополичьи церкви (исключение представляет только Софийская церковь в Иерусалиме): София в Солуни, Никее, в Сердике (или в Софии), в Орхиде, в Трапезунте, в Мистре, в Арте, в Сливене, в Визе. Особо нужно отметить Софийский храм в Бене-венте, конца VIII в. В Никосии на Кипре Софийский собор был построен уже в конце XII в. Наконец, нужно назвать Софийские храмы в древней Руси: в Киеве, в Новгороде, в Полоцке.

В известном смысле имя «Софии» становится нарицательным для обозначения «великих» или главных церквей. Часто Софийские храмы воздвигались скорее по национальным или политическим, нежели по собственно религиозным мотивам - в свидетельство национальной независимости. При этом не изменялось богословское понимание имени: вплоть до XV в. под именем премудрости разумели в Византии Христа.

Может показаться немного странным, что тема Софии обсуждается в наше время как что-то новое. Ведь в славянской православной иконографии «софиологические» темы и мотивы присутствовали на протяжении веков. Каково же значение и происхождение этих мотивов? Основным источником их были книги «премудрости» Ветхого Завета. Духовный опыт библейской веры привел к тенденции заменять Божие имя определенными словами, такими как Его Слава, Его Сила (Лк. 22, 69) и т.д. Особое место среди этих имен принадлежит «Премудрости», или Софии. Характер этой Премудрости раскрывается в 8-й главе Книги Притч: «...имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими».

Что касается Нового Завета, то «Божия Премудрость» упоминается в Первом Послании к Коринфянам (1, 24). Правда, критики «софиологической» концепции находят этот текст, кажется решающим: «Божия Премудрость», считают они, есть просто одно из имен Христа - и ничего более. Так что это было не простое воссоздание языческих мифологий, а скорее внутренняя потребность христианства в том, чтобы символическая фигура Софии представлялась связанной не только с Христом воплощенным, а с Его Матерью Богородицей. Латинская надпись XII века в римской церкви Санта Мария-ин-Космедин, принадлежавшая тем грекам, которые почитали иконы и были изгнаны иконоборцами, открыто именует Богородицу Премудростью Божиею. В ту же самую эпоху чтение из 8-9 глав Притч было литургически связано с Богородичными праздниками, как на Востоке, так и на Западе. В русских Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни: в Киеве в день Рождества Богородицы, в Новгороде в день Успения.

В одной русской рукописи XVII века София определяется как «душа неизреченного девства», т.е. сущность той чистоты и основы, которая необходима для творения, когда-то сотворенного непорочным. Под именем Софии понималась как открытость творений перед Творцом, так и милость Творца к Своему творению, но и то, и другое - единая и уникальная тайна. При изучении темы Софии всегда возникало ощущение, что женская природа несет в себе тайну, сокрытую до определенных времен. Эта концепция возникла в конце XIX века в философии и поэзии Владимира Соловьева (1853-1900), чтобы стать по-разному воспринятой и развитой двумя священниками-богословами: Павлом Флоренским (1882-1937) и Сергием Булгаковым (1871-1944) - но также чтобы встретить резкое противодействие со стороны многих других русских православных богословов (самые известные среди них - Владимир Лосский и патриарх Сергий). Владимир Соловьев пишет: «Говорить о Софии как о существенном элементе Божества не значит, с христианской точки зрения, вводить новых богов. Мысль о Софии всегда была в христианстве, более того - она была еще до христианства. В Ветхом Завете есть целая книга, приписываемая Соломону, которая носит название Софии. Эта книга не каноническая, но, как известно, и в канонической книге «Притчей Соломоновых» мы встречаем развитие этой идеи Софии (под соответствующим еврейским названием Хохма). «София, - говорится там, - существовала прежде создания мира (то есть мира природного); Бог имел ее в начале путей Своих», то есть она есть идея, которую Он имеет перед Собою в своем творчестве и которую, следовательно, Он осуществляет. В Новом Завете также встречается этот термин в прямом уже отношении ко Христу (у апостола Павла)».

Душа мира, или София, у Владимира Соловьева представлена в качестве божественного Начала, Небесной Матери, от которой тварный мир зависит, пожалуй, даже в большей мере, чем от самого Бога. Он и создается, и управляется исключительно через посредство Души мира, от воли которой зависит, выполнить функцию посредника или нет. София - Душа мира, таким образом, предстает практически в облике относительно свободного Художника-Творца. Софиология Соловьева была активно воспринята русскими мыслителями начала XX века, особенно П.Флоренским и С.Булгаковым. Последний фактически создал на ее основе неоправославное учение, которое было достаточно резко осуждено русской православной церковью, но имело существенное значение для развития современной эстетики.

По С.Н.Булгакову, Премудрость Божия - это не Иисус Христос, как принято в православном богословии, а София - существо с особым статусом. Она ни тварь, ни Творец, предмет любви Божией, сама любовь и потому любовь любви. «София не только любима, но и любит ответной любовью, и то, что в этой взаимной любви она получает всё, есть ВСЁ». София противостоит мертвой материи, которая в свою очередь воспринимает Софию. При вхождении в мир София расщепляется на Софию Божественную и Софию земную или космическую. «Она есть та Великая Матерь, которую издревле чтили благочестиво языки: Деметра, Изида, Кибела, Иштар. И эта земля есть в потенции своей Богоземля; эта матерь таит в себе уже при сотворении своем грядущую Богоматерь - утробу Божественного воплощения». София одушевляет мир, который является воплощением иерархии идейных существ, отраженных в мифологии, верованиях и суевериях народов мира.

В 1932 году Николай Рерих создает картину «София-Премудрость Божия», где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. В песнопениях, посвященных Софии, говорится, что «от нея же изыде огонь Божества». Так и в полотне Рериха все небо охвачено пожаром, в его пламени мчится на коне божественная София.

Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято на изображениях Архангела Михаила - воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Она сама как Солнце, как воитель Света. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображен символ Знамени Мира - три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово «свято». Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ вечности и единения Святой Троицы.

13-2

В образе героической Софии Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. В его книге «Держава света» в 1931 году было написано: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет, и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота».

Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток еще и следующим образом: София - Мать Небесная - несет миру земному святую Любовь, святые Знания, святую Красоту из Мира Огненного.

Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности, и через них придет новый мир. Сейчас по-новому осознаются привычные понятия, которые несут в себе глубокий смысл строения мира: Мать - матрица - душа - основа - суть вещей - альма матер, дающая духовную пищу, Дух Святой. Неслучайно сейчас на изломе веков мироточат, в основном, Иконы Божьей Матери, пекущейся о спасении душ своих детей и призывающей накапливать богатства духовные.

Святой Образ Софии - эта та Мудрость и АЛЬМА-МАТЕР (латинское alma mater, буквально «кормящая мать»), о которой писал египетский жрец Гермес Трисмегист в своем учении о Святой Троице. Соединив два временных потока (христианство и египетскую религию) получаем единое знание: Мать Небесная - Мудрость, Отец - Всевышний Разум, Сын - Наука, как инструмент Божьей Воли. В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнёт вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!»

 
Нажмите для просмотра -  №34 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №33 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №32 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №31 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №30 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №29 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №28 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №27 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №26 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №25 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №24 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №23 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №22 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №21 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №20 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №19 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №18 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №17 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №16 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №15 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №14 На крыльях Лебеди
Получить Журналы
Статьи рубрики
Written on 01 Декабрь 2008 by Максим Красиков
2011-10-31-15-49-34 Смерть так страшна, что само упоминание о ней кажется кощунственным. С ранних лет мы приучаем своих детей не думать о смерти, когда они начинают задавать нам вопросы о ней. Мы говорим ребёнку: не бойся, ты будешь жить до ста лет! Кажется, что это убедит его, что смерть так далеко, что можно о ней...
6152 0
Written on 01 Декабрь 2007 by Максим Красиков
2011-11-05-11-32-47 Что такое «тёмная энергия» и «тёмная материя» - для физиков неразрешимая задача. Разве можно в физическом мире увидеть то, что находится за его рамками? Разве способны люди, отрицающие само существование высших миров, которые мы называем тонкими мирами, увидеть их? И как возможен прогресс науки, когда...
7593 0
Written on 01 Октябрь 2008 by Ольга Мельникова
2011-11-02-13-03-38
7637 0
Written on 01 Февраль 2008 by Тамара Балакина
2011-11-04-10-54-07 Вселенная - это преобразованный звук, изначальный и бесконечный, - он является основой сотворённого мира. Он везде, он - начало Бытия. Все сущее - это бесконечное разнообразие вариаций на темы предвечного звука. «Сначала было слово». Звёзды, планеты, весь Космос, человек - все, что создано...
7718 0