ИСКУССТВО ТАНЦА как Творение в Мире Тонком. Часть 1
Любой из нас хотя бы однажды в жизни испытал на себе воздействие стихии танца и сопутствующее ему состояние подъема или радости, вовлеченности зрителей в общий ритм праздника или спектакля. Принимая желание двигаться под музыку лишь за игру эмоций и избыток энергии, редко кто задумывался о том, какие последствия в других мирах производят наши физические движения, не сеем ли мы ветер здесь, чтобы пожинать бури в иных измерениях... Именно этим размышлениям посвящена эта статья.
Известное санскритское изречение гласит: «Природа полна танца»... «Как и весь Космос», - можем добавить мы. Луна вращается вокруг Земли, вокруг Солнца, морские волны отбивают бессмертный ритм об острова и континенты, времена года циклично сменяют друг друга - нет в мирах такого существа, которое бы не было вовлечено в этот вечный, нескончаемый космический танец. Сама Природа открыла человеку простую истину: хочешь выжить - подстраивайся под естественный ритм Жизни.
Жизненный опыт помог людям понять, что в качестве одного из способов ощутить реальность может быть использование физического тела, через проявления которого - в неподвижности или в движении - как в зеркальном отражении, мы можем увидеть подлинных себя. Люди осознали, что тело никогда не лжет, тогда как ум делает это часто, поэтому использование тела как инструмента для трансформации своего существа оказалось чистым, явным и непосредственным путем самопознания.
Известный эзотерик Гурджиев, более двадцати лет путешествовавший по разным странам Восточного Средиземноморья, а также по Индии, Турции, Афганистану и Тибету, посетил многие эзотерические школы, монастыри, храмы и выяснил, что многое из вечной мудрости, истинного знания, понимания человеческой природы сохранилось и было передано потомкам через музыку и танец. Эти сакральные танцы, разнообразием движений и поз подобные алфавиту, могли быть прочитаны, как книга, теми, кто мог их прочитать и верно истолковать. Более того, через позы танцев жрецов и жриц древних храмов могли быть переданы от поколения к поколению истины, заложенные в них тысячелетия назад, как конкретные законы, управляющие макрокосмосом, крошечной частью которого является человек. Этот великий исследователь человеческой природы называл танец-медитацию «объектным искусством», в котором человек осознанно становится инструментом проявления космической энергии в физическом мире, ее проводником из миров Высших.
В любой древней эзотерической традиции сакральный танец играет важную роль, потому что танец - это одна из форм взаимодействия человека с окружающим пространством. Сакральный - значит хранимый внутри, и только пластика тела способна выразить сокровенное таким образом, чтобы это было ясно видимо тем, кто понимает этот пластический язык. В древних религиозных храмах всех народов жрецы знали тайную силу движения тела и умели выразить в ритуальных танцах принципы телесно-духовной практики работы с энергией, как и законы построения пространственных структур, а также способы внутренней и внешней гармонизации через особые танцевальные техники. Посвященным была известна и своеобразная техника безопасности в сакральных танцах, так как спонтанное взаимодействие с пространством не всегда было безопасно для исполнителей.
Священный танец предназначался для закрепления гармонии с окружающим миром, он включал представления о единстве мужского и женского начала, о месте человека в мире, о хаосе и гармонии всей жизни в мирах, выражал понятия о взаимоотношениях с богами и стихиями природы.
Несмотря на этнические различия ритуальных традиций разных народов, на особенности характеров и темпераментов людей, на поклонение раличным богам, прослеживается много общего в танцевальных выразительных приемах и движениях. Благодаря сохранившимся наскальным изображниям, рисункам на вазах и других предметах обихода, найденных при раскопках в гробницах, а также свидетельствам античных авторов, многие аспекты танцевальной культуры древних египтян и эллинов были тщательно изучены.
По свидетельству Плутарха, например, египетские жрецы, танцуя, изображали во время мистерий движения небесных светил. В Элевсине, месте совершения сокровенных таинств в Древней Элладе, сезонные праздники проходили, строго следуя астрологическому порядку, а музыка, танцы и пение органически включались в общее действо. Греческие и римские мистические школы уделяли ритуальному танцу особое внимание. Музыка и танец были главными составляющими целительства и магии в орфических, элевсинских и вакхических таинствах. Каждый жест и движение этих танцев несли особый смысл и имели символическое значение, к тому же подкреплялись коллективными мыслеформами, создаваемыми всеми участниками танца. Именно во время таких танцев высвобождалась из человеческих тел тонкая энергия невероятной силы, которую жрецы использовали и умело направляли для реализации определённых мистических целей.
Необходимо отметить, что к исполнению подобных ритуальных танцев допускались только те танцовщики и танцовщицы, которые были посвящены в тайные духовные практики.
В те времена ритм и пластические средства танца сознательно использовались опытными жрецами в целях трансформации сознания и открытия органов духовного восприятия у участников мистерии посвящений.
В древности ритуальная пластика тела, организованная музыкой в танце, имела преимущественно культовое назначение. Слово как начало, формирующее сознание, проявилось в более поздние времена, тогда как язык танца был понятен всем и всегда. Все жители общины принимали непосредственное участие в культовых танцах.
Важно знать, что, по установлениям Элевсинских мистерий в XVI веке до Р.Х., посвящения в Средиземноморье проходили преимущественно через танец. Начиная с эпохи Солона (около 600 г. до Р.Х.) в мистериях появляется зритель. Непосредственная физическая вовлеченность в сакральное танцевальное действо уступает место формирующемуся пониманию через звучащее слово.
Имеется предположение о том, что оккультные воззрения греков схожи с индийским духовным учением о чакрах как о колесах с лепестками энергетических вихрей, расположенных вдоль позвоночника тела человека.
Любопытно, что в системе духовного видения эллинских мистиков имелся особый орган в образе шестнадцатилепесткового цветка, проецирующийся в области гортани, раскрытие которого приводило к восприятию окружающего мира как одушевленно-живого в любом его проявлении. Видимо, в те времена этот орган (который мы ныне именуем по санскритской традиции «вишуддхой») был более раскрыт, чем в настоящее время. Примечательно также, что и ноги человеческие могли тогда обладать сверхчувствительностью и энергетической сверхпроводимостью, что обеспечивало нашим предкам устойчивую связь со стихией земли.
Прорыв духовной силы в мир земной для способных к восприятию тонких энергий эллинов, имел образ сияния или свечения. Великий Гомер в своей «Одиссее», например, при описании одухотворенности мысли или действия духовно чистого существа пользовался метафорами светоносной красоты.
Идея красоты и духовности танца занимала особое место и в Древней Индии, где главными исполнителями также являлись храмовые танцоры и танцовщицы.
На Востоке человек не рассматривается как венец природы, а по праву занимает определенное ему место в ряду эволюции. Поэтому и отношение к танцу, выражающему тайну сотворения, было более глубинное. Восточный, в частности индийский танец, - это танец-созерцание, танец-медитация, танец-растворение во всем Сущем. Можно заметить, что в целом танцы народов Востока более завораживающие, мистические, гармоничные, эстетичные и хранящие древние традиции, нежели современные танцы западного мира.
Священные танцы Индии символизировали важнейшие стороны человеческого бытия и взаимоотношений с богами. Сюжеты для своих танцев храмовые танцовщики посвящали богам и брали из древних эпичеких поэм Рамаяны и Махабхараты, а также других священных книг.
В культовых церемониях Древней Индии танец справедливо занимал едва ли не главное место. Длившаяся часами ритуальная церемония требовала от танцовщиков не только огромной физической выносливости, способности виртуозно использовать каждую мышцу лица и тела, но главное заключалось в овладении техникой перехода во время танца из одного психологического и душевного состояния в другое. Во взаимоотношениях индусов с богами особая роль принадлежит богиням, олицетворяющим великую Мать, символами которой служат энергии Шакти - первозданные силы Природы. В сравнении с танцами других народов, индийский танец, бережно хранящий древние исполнительские и символические традиции, отличается не только большим многообразием движений, сменой ритмов, положений тела, детально разработаной мимикой, четкостью каждой позы, но и сохранением по сей день наивысшей степени духовности.
В связи с выделением наук, искусств и религий из первобытного человеческого мышления судьба танца складывалась неоднозначно. Ритуальные и некоторые культурно-профессиональные формы танца, выросшие из них, стали исчезать с исторической сцены, однако некоторые стили танца продолжили свое существование в стихии сельской и городской бытовой жизни.
Глубина народной памяти, запечатлевшаяся в хороводах, кадрилях, игровых плясках и состязательных танцах, уходит корнями к первобытному и храмовому танцевальному творчеству. Очень часто низовая народная танцевальная культура становилась в оппозицию к официальной линии придворных танцев. Тогда средствами пластики, звука и ритма можно было в танце выразить запретные мысли и чувства. Примерами подобных бунтарских настроений могут служить танцующие скоморохи на Руси, карнавальные празднества в Европе и Латинской Америке.
Со временем танец «расслаивался» параллельно с социальным разделением общества на благопристойный, элитарный, который служил воспитанию аристократической молодежи, и простонародный, а порой примитивный и вульгарный, которым народ выражал свои чувства во время площадных и рыночных представлений. Лишь в самом конце ХIII века, когда центром европейской культуры становится Южная Франция, именно там и тогда начинают формироваться танцы, которые впоследствии станут самыми распространенными среди современных европейцев. Но эти новые танцы ничего не имитируют, не содержат никаких эзотерических символов. Тем не менее, у них тоже была в те времена своя благородная цель - выразить различными способами бесконечное преклонение перед дамой сердца. Искусство тех времен несло в себе культ Прекрасной Дамы, и главное заключалось в том, что эта совершенно новая для истории культуры идея была тесно связана с христианской идеологией. Любовь к Прекрасной Даме имеет в своей основе благоговейное, рыцарское отношение к Богоматери. Литературные герои Эпохи Возрождения, как правило, любят не столько реальную женщину, сколько ее образ, наделенный божественными добродетелями. Поскольку на женщину переносились свойства Богоматери, то и в танце начинают появляться движения, связанные с поклонением божеству - Женскому Началу. Наряду с преклонением и появлением в танце поклона, была заложена традиция парных танцев, сюжетом которых и являлось поклонение Прекрасной Даме.