___________________________ ___________________________ __________________________________ _______________________________ _________-____________________________ _________________________________ ____________________________________ __________________________________ ______________________________________ ____________________________________ _______________
Популярное в рубрике
Written on 01 Август 2008 by Наталья Власюк
2011-11-02-19-01-12 Корона - один из самых распространенных и, вместе с тем, наиболее древних мистических символов. Верховная корона - уравновешивающая сила, принцип мира или уравновешенного царства. Корона является атрибутом богов Солнца и символизирует солнечный диск, святость, подобно нимбу, является символом...
17361 0
Written on 01 Апрель 2008 by Ирина Яковлева
2011-11-03-11-16-33 Мы часто не задумываемся, какой многоуровневой и сложной системой является человек, вмещающий в себя сразу два мира: духовный и физический. Поэтому так важно помнить о гармоничном развитии духовных и физических способностей. И от того, насколько мы понимаем принципы происходящих в нас тонких и...
12954 0
Written on 01 Июнь 2009 by Елена Майдель
2010-10-17-22-06-21 Снова и снова мы убеждаемся, что практически ничего не знаем о самих себе, о своей внутренней вселенной, о потрясающих самое бурное воображение магических способностях своих физических тел, своих душ, своей так и не востребованной творческой силы. Проговорив друг с другом всю жизнь, мы понятия не...
12481 0
Written on 01 Октябрь 2009 by Наталья Власюк
2010-10-17-21-03-38 Появление на небосклоне ярких комет, звёзд всегда возвещало о предстоящих переменах и событиях мирового масштаба. Древние знали, что звёзды - это знаки, посредством которых высшие Небесные Силы показывают нам проявление своей воли, поэтому, зная это, астрологи с давних пор называют их «перстами...
12086 0
Written on 30 Ноябрь 2007 by Елена Острер, Валерий Ерошин
2011-11-05-14-58-45 История развития всех без исключения цивилизаций однозначно говорит, что у всех народов, во все времена в основу жизни были положены одни и те же высшие ценности, одни и те же великие символы. Знаки и символы несут в себе глубокую и многогранную информацию - и яркий пример тому - изображение креста....
11001 0

PostHeaderIcon ИСКУССТВО ТАНЦА как Творение в Мире Тонком. Часть 2

22-1

В первой части статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала, мы рассказали о происхождении танца из сокровенных ритуальных элементов различных религиозных обрядов, о развитии танцевального искусства как способа видения мира и человека через энергии движения, сочетаемые с музыкальным ритмом, о становлении массовой светской танцевальной культуры: как народной, так и профессиональной. В завершающей части статьи мы продолжим размышления о сценическом танце и возвращении этому виду искусства его изначальной духовности, которая, совершенствуя физическое тело человека, открывает для нас огромные возможности и перспективы духовного познания космических тайн Творения.

22-2

Если архитектуру называют застывшей музыкой, то балет видят как ожившую скульптуру: настолько отточенны и совершенны позы, пластика и движения прекрасного, преображённого долгим трудом человеческого тела.

Необходимо отметить, что каждое новое поколение балетных танцовщиков возводило чисто технический артистизм этого искусства на новую ступень совершенствования, а личный талант гениальных балерин и их партнёров позволял всё явственнее выражать глубинное душевное начало в их героях.

Высокому уровню развития души присуще пребывание в тонких эмоциональных состояниях, когда возгораются искры духа и человек сам становится светом, излучает добро и любовь. В этом смысле от танцовщика, его духовной культуры зависит очень многое: он способен возвысить исполняемый танец своими энергиями, либо занизить излучаемые вибрации танцевальной мысли. В ситуации, когда происходит возвышение исполнения, мастерство балетного актёра вызывает расширение сознания и открытие духовных способностей и у себя, и у восприимчивых зрителей. Вот откуда исходит тот восторг и экстаз, когда благодарные за получение высоких энергий зрители растроганно кричат «браво» и выражают свои чувства бурными аплодисментами и овациями: в эти минуты зал объят высочайшим огнём единения и любви. А раскрытие сознания по обе стороны рампы происходит, заметьте, почти как в древних ритуальных танцах во время особых религиозных священнодействий. Это уникальное воссоединение в танце разума и сердца на своём опыте тонко прочувствовал гениальный балетный танцовщик - украшение истории русского балета - Марис Лиепа, который говорил: «Целиком отдаваясь танцу, растворяясь в нём без остатка, ты должен хладнокровно рассчитать дыхание на каждое остающееся движение...»

22-3Балерина и её партнер с проявленным душевно-духовным началом не просто раскрывают сценический сюжет очередного балета, используя язык классических символов хореографии - они творят танцем особую психическую реальность, в которой общаются со зрителем и передают ему ряд своих внутренних эмоциональных состояний. Зритель, в свою очередь, становится сотворцом этой создаваемой сиюминутной картины жизни, преображая в своём сознании увиденные и услышанные образы. Возникает взаимообразное течение тонких энергий, тот самый эффект взаимодействия с залом, когда в сознательном восприятии и в радости восходят к высоким планам сознания все участники театрального действа.

Подобно музыке, имеющей в своём арсенале лишь семь слышимых в нашем мире нот, балет также сочиняет свои адажио и массовые танцы из специально созданных и принятых за основу классических движений, которым учеников обучают долгие годы. Однако истинные мастера, гении, творцы: как музыканты, так и танцовщики - способны, отражая космический закон единства в многообразии, создавать бесконечное множество их уникальных сочетаний. Продолжая сравнение музыки и балета как родственных пространственно-образных искусств, можно проследить, как у каждого из них существует свой неповторимый «инструментальный» язык. В балетной среде существует понятие «стиля» или «авторского хореографического языка», и связаны они с именами величайших хореографов мира, оставивших в истории искусства исключительный след и явившихся родоначальниками своей индивидуальной школы. Если, например, у исполнителя на первый план выходит изобразительное видение музыки, то он тяготеет к стилю Михаила Фокина. Если балерина умеет воссоздать в танце глубину и основу, словно «архитектурную структуру» музыки, то, скорее всего, она - сподвижница школы Баланчина. Особая скульптурная чистота поз и течения танца выдает близость к Якобсону. Если же каким-то фантастическим образом танцовщик способен выразить нечто необъяснимое словами, никем до него «не сказанное», то заставит задуматься о судьбах таких первопроходцев балета, как Нижинский и Лопухов...

22-4Даже краткое пунктирное касание вершин истории балета уже выявит для нас имена балерин, сияние творчества которых изменило это высокое искусство в сторону его выразительного и духовного наполнения. Известно, что, пытаясь сделать свой танец более невесомым, воздушным и совершенным, балерины с полупальцев всё время старались встать на кончики пальцев ног, что привело к созданию известных ныне всем балетных туфель с твердо фиксированным носком - пуантов. И первой, кто ввел в практику это новшество, была знаменитая Мария Тальони.

Свежей струёй жизни, став символом и прототипом ошеломляющего танца будущего, в балет ворвалась Айседора Дункан. Она первой показала, что в балетном искусстве также возможна свобода самовыражения. Ярая противница изнуряющего балетного тренажа, эта яркая танцовщица видела смысл и значение своего танца в естественном, импульсивном раскрытии через движение всей переменчивой многокрасочной палитры душевных переживаний человека. Любая мысль или эмоция человеческого существа, возникшая, например, при любовании природой, созерцании картин, встрече влюблённых, размышлении над судьбами мира или о Боге, может быть выражена и пережита через движения танца, - считала она и не раз это демонстрировала. Однажды, вдохновившись картиной Ботичелли «Примавера», её творческое воображение создало необычный, совершенно новый по стилистике танец, о котором она позже напишет: «Я протанцую эту картину и пошлю всем весть о любви и весне, о рождении Жизни, с которыми я познакомилась в таких страданиях...»

22-7Между прочим, по мнению балетных профессионалов, именно искусство Асейдоры Дункан помогло многим последующим поколениям танцовщиков освоить расширенную и свободную пластику тела и хореографического мышления. Классический балетный танец постепенно становится международным языком хореографии, который понимают уже не только специалисты и критики, но и обычные любители, жаждущие утончённой красоты.

Не удивительно, что в наше время, когда потрясаются основы всей прошлой жизни, когда переосмысливаются перед лицом новейших открытий науки прежние постулаты и позиции сильных мира сего, сокровенный смысл танца как формы духовного творчества также приоткрывается заново. В современных психологических школах, например, вновь культивируются сакральные танцы, «танцы в потоке», «магические танцы», предназначенные для раскрытия, изучения и овладения глубинными внутренними возможностями человека. В этих целях изучается и систематизируется духовный опыт ритуальных танцев, а также его философское осмысление в древних текстах. Уже возникают перспективные идеи альтернативной терапии, где возможности танцевального действа, или, как его именуют, «энергетического танца», могут быть использованы в диагностике заболеваний и психокоррекции здоровья человека.

Однако, на фоне уже освещён-ных исторических и современных состояний соприкосновения танцевального искусства с тонкими сферами высших миров, мы хотели бы задержать внимание читателя на одной неразгаданной исследователями балета тайне. Тайна эта, не дающая покоя множеству восторженных почитателей русского балета, профессиональная школа которого - бесспорно и общепризнано - считается лучшей в мире, заключена в непревзойдённой духовности русских танцовщиков, как и тех балетных спектаклей, которые посчастливилось «вживую», а не на плёнке, увидеть зрителям мировых столиц. Истоки этого живого чуда уводят к началу зарождения профессионального балета, в XVIII столетие создаваемой Петром Первым будущей величайшей Российской державы.

22-5В Россию балет проникает и начинает распространяться именно при этом великом реформаторе сонной русской жизни в начале XVIII века. А в 1738 году в Санкт-Петербурге уже была открыта первая школа балетного танца - ныне Академия русского балета имени Вагановой.

Мировую славу русскому балету принесли не только талантливые балерины, но и балетмейстеры.

Без них уникальная душа русского балета просто не проявилась бы.

Несколько причин сделали русский балет неподражаемым и по сей день непревзойдённым среди самых ярких танцевальных школ мира. Самобытность русского характера, та самая широта, непредсказуемость, загадочность и непостижимость русской души, духовная чистота и прозрачность русской натуры, её глубинная связь с мирами тонкими, иными, что веками живут мечтой о возвращении в наш грубый мир Беловодья и Китежа - вся эта потаённая загадочная душевно-духовная связь времён и измерений расцветает видимой и притягательной красотой в лучших традициях русской балетной школы. Традиции этой вековой школы воспитывают будущих артистов не в фанатичной приверженности к изумляющей балетной технике, доводя её до исступлённого совершенства (хотя и этот момент крайне важен), а в понимании сокровенной сути каждого движения как зримого слова души, когда не высказанное, а пропетое скрипкой или виолончелью, это интимное переживание может быть проявлено жестом, позой, взлётом, прыжком, пируэтом - любым подходящим для этого грациозно-прекрасным движением всего тела. Русские балерины и танцовщики в лице лучших и самых признанных из них - думающие исполнители, а не бездушные роботы, которых «завёл ключом» воображения и заставил танцевать волшебник-балетмейстер...

22-8Ещё одна причина торжества русского балета на мировой сцене -·это приоритет женского танца, когда чарующая энергия Великого Женского Начала - как самая изысканная и утончённая Красота -·живёт на сцене полновластной правительницей, подчиняя себе сердца партнёров-мужчин и зрителей в залах без исключений, без различия пола и возраста. Большинство балетов на русской сцене носят женские имена и прославляют внешнюю и, что важно, внутреннюю красоту Женщины.

Не углубляясь в вековую историю русской хореографии, отметим лишь некоторые из её творческих вершин и имена, повлиявшие на её развитие.

Настоящий переворот в балетной музыке произвел Пётр Ильич Чайковский. Но еще задолго до этого величайшего композитора такие гении, как Бетховен, начали уделять балету - как новому виду искусства - большое внимание. Первую попытку симфонизации музыки для балета Бетховен предпринял в 1801 году в своём балете «Творение Прометея». После него эту традицию полифоничности и романтизма балетных спектаклей продолжили композиторы Адан в балетах «Жизель» и «Корсар» и Делиб в своей знаменитой «Коппелии». Но то, что привнёс своей музыкой Чайковский, сделало его балеты бессмертной классикой жанра. Мощь его музыкального гения оказалась сродни уровню гениальности его собратьев по искусству: Шекспира и Пушкина в литературе, Леонардо да Винчи и Рембрандта в живописи. Творения этого композитора настолько пронизывают и соединяют собой различные миры и планы, что каждому новому поколению исполнителей его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» дают возможность заново открывать и трактовать заключённые в них образы, создавать новые, отвечающие своему времени характеры, бережно сохраняя при этом нескончаемую повесть о вечной всепобеждающей Любви.

22-12

Плодотворный творческий союз Чайковского и французского балетмейстера Петипа сверкает и в наше время звёздным светом совершенства, прославляя искусство балета сотворёнными этим тандемом шедеврами, покоряющими сердца людей высотой и чистотой заложенных в них мыслей и чувств.


Ещё одно русское имя звучит в истории балета синонимом высочайшего профессионализма и творческих открытий. Это Михаил Фокин. Его постановки для русских сезонов Дягилева в Париже в начале прошлого столетия: балеты «Петрушка», «Шопениана», «Жар-Птица» - не столь известны современному зрителю, тогда как его миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная для Анны Павловой в 1907 году, мгновенно сделала его имя известным на весь мир. С тех пор каждая балерина мечтает станцевать эту миниатюру в своей жизни, чтобы ознаменовать её исполнением достигнутую вершину своего творческого пути. Непревзойдённая Майя Плисецкая в этом образе оставила нам гениальный образец пульсирующего искренностью и высококлассным мастерством таланта балерины, как всегда танцующей душу своих героинь, заложенную композитором в балетную музыку.

22-13

Невозможно обойти молчанием ещё одно сверкающее на звёздном небосклоне отечественного балета имя - Галина Уланова. Не достигнутой более никем из балерин тончайшей, прозрачной нежностью и духовностью впечатлял зрителей театра, а позже и кино, невесомый, почти потусторонний танец этой сверхженственной балерины. Её героини запечатлелись в памяти видевших эту хрупкую ускользающую красоту зрителей навсегда, потому что каждый поворот головы, взмах кисти, изящество арабесков воспевали божественность Женщины, которой можно было лишь трепетно восхищаться, поклоняться и беззаветно любить. В её исполнении Мария из «Бахчисарайского фонтана», «Джульетта» из «Ромео и Джульетты», Жизель из одноимённого балета, Одетта из «Лебединого озера» и многие другие вознеслись в зрительской памяти лёгким туманным звёздным шлейфом в космические выси и запечатлелись там навечно неизгладимой мантрой Любви и Красоты.



 

Журнал, в котором опубликована эта статья:

"На крыльях Лебеди" №22 10.00 р.

 
 

Нажмите для просмотра -  №34 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №33 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №32 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №31 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №30 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №29 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №28 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №27 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №26 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №25 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №24 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №23 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №22 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №21 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №20 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №19 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №18 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №17 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №16 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №15 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №14 На крыльях Лебеди
Получить Журналы
Статьи рубрики
Written on 01 Декабрь 2008 by Максим Красиков
2011-10-31-15-49-34 Смерть так страшна, что само упоминание о ней кажется кощунственным. С ранних лет мы приучаем своих детей не думать о смерти, когда они начинают задавать нам вопросы о ней. Мы говорим ребёнку: не бойся, ты будешь жить до ста лет! Кажется, что это убедит его, что смерть так далеко, что можно о ней...
6157 0
Written on 01 Декабрь 2007 by Максим Красиков
2011-11-05-11-32-47 Что такое «тёмная энергия» и «тёмная материя» - для физиков неразрешимая задача. Разве можно в физическом мире увидеть то, что находится за его рамками? Разве способны люди, отрицающие само существование высших миров, которые мы называем тонкими мирами, увидеть их? И как возможен прогресс науки, когда...
7601 0
Written on 01 Октябрь 2008 by Ольга Мельникова
2011-11-02-13-03-38
7642 0
Written on 01 Февраль 2008 by Тамара Балакина
2011-11-04-10-54-07 Вселенная - это преобразованный звук, изначальный и бесконечный, - он является основой сотворённого мира. Он везде, он - начало Бытия. Все сущее - это бесконечное разнообразие вариаций на темы предвечного звука. «Сначала было слово». Звёзды, планеты, весь Космос, человек - все, что создано...
7725 0