___________________________ ___________________________ __________________________________ _______________________________ _________-____________________________ _________________________________ ____________________________________ __________________________________ ______________________________________ ____________________________________ _______________
Популярное в рубрике
Written on 30 Ноябрь 2008 by Максим Красиков
2011-11-06-11-17-22 Что мы знаем о Центральной Америке до её открытия Колумбом и завоевания Кортесом? Какие люди населяли её, и самое главное - почему именно об этой части света мы начали свой разговор? Когда мы думаем об открытии Америки, в нашем сознании часто возникает образ диких индейских племён, у которых испанцы...
8696 0

PostHeaderIcon МАЙЯ – Хранители Космоса

Жизнь изнутри

20-12

Главной фигурой в религиозно-общественной жизни майянцев, не разделявших, как мы сейчас, власть духовную и светскую, был правитель, называвшийся, как написано на стелах, оставленных майянцами, «божественный царь». Он одновременно являлся и главным жрецом, и астрономом. По некоторым сведениям, знания календаря и астрономии вращались только среди высшей прослойки общества, составлявшей окружение правителя. Правитель должен был следить за течением времени и возвещать о грядущих астрономических событиях, имевших своё реальное воплощение в повседневной жизни народа. Как и в Древнем Египте, жизнь майянцев полностью подчинялась небесным светилам, и все праздники, торговые путешествия и военные походы совершались только по велению звёзд. Так, например, восход Венеры (олицетворяемой с Кукульканом-Кетцалькоатлем) на небосводе после долгого её отсутствия, возвещал о начале военного похода. А знание точной даты наступления равноденствия, циклов обращения Луны, Марса, Сатурна было жизненно необходимо для проведения сельскохозяйственных работ, потому что близко к экватору разница между днём и ночью в течение года минимальна, и без знания астрономии было невозможно точно определить правильный день для начала посева или сбора урожая, чтобы он полностью соответствовал религиозной доктрине.

Майя были искусными торговцами, хотя и преодолевали огромные расстояния пешком. Поскольку они не знали лошади (на американском континенте лошади не водились), то им просто не было необходимости в использовании колеса, хотя они, например, делали игрушки для своих детей в виде животных, стоявших на маленьких колёсиках и прекрасно ездивших.

20-13

Слава о торговцах майя осталась в записях всех имевших письменность народов, не только Центральной, но и Южной Америки. Археологами также найден целый торговый квартал в Театихуакане, находившемся за тысячу километров от воображаемой северной границы страны майя - условной местности, где процветала майянская культура. По некоторым данным, майянцы имели крупный торговый флот, состоявший из больших судов, которые, будучи деревянными, не сохранились до прихода на континент испанцев и поэтому не попали в учебники истории. Флот был крайне выгодным инструментом для перемещения большого количества товаров всё по той причине, что по суше грузы можно было носить только пешком или на мелких вьючных животных. К тому же многие крупные города того времени находились именно на побережьях Мексиканского залива и Карибского моря, как они называются сейчас.

Другой, определяющей частью жизни майя было, конечно, земледелие, дававшее пропитание огромной культуре с многомиллионным населением. Майя использовали подсечно-огневое земледелие, вырубая леса, выкорчевывая пни и сжигая мелкую растительность, а потом уже на удобренной золой земле выращивая свои культуры. Земля тропической сельвы бедна минеральными веществами, потому что в сезон дождей вода нещадно вымывает из почвы все микроэлементы, и без постоянного внесения удобрений вырастить что-либо просто невозможно. Поэтому майянцы были привязаны к источникам плодородных почв - к болотам. Они вынимали болотный ил, переносили его на обычную почву, смешивали с землёй и выращивали маис (кукурузу), бобы, тыквы, фрукты. Рацион их питания далеко не ограничивался кукурузой, хотя она и была главным источником питания, каким для нас сейчас является пшеница. В основном, початки кукурузы высушивали, сухие зерна размалывали и делали хлеб.

20-14

Но майянцы жили не безбедно. Практически они сталкивались с такими же проблемами, с какими сталкивается и современное человечество. И главной из них была экология. Майянцы нещадно вырубали леса. Леса были им необходимы не только для строительства крыш и заборов, приготовления пищи и ритуальных костров. Огромное количество дерева было нужно для строительного комплекса. Именно комплекса, потому что масштабы строительства многих городов до сих пор поражают археологов. Но причем тут лес? Ведь майя строили каменные здания. Всё дело в том, что отделочным материалом для каменных строений, включая хижины простых жителей, которые также были каменными, являлась известь. Однако чтобы из известняка изготовить известь, требовалось большое количество огня. Так, для изготовления килограмма извёстки было необходимо сжечь несколько кубометров отборного леса. И это притом, что строительство в масштабах «империи» майя велось стахановскими темпами. Известь была нужна постоянно, так как это был внешний отделочный материал, быстро приходивший в негодность. Поэтому майянцы не щадили извёстки и покрывали и стены, и особенно пол толстым её слоем. Археологи были поражены, когда увидели срез пола одного из храмов: на уже десятисантиметровый слой извёстки было без видимой надобности положено ещё 20 сантиметров ценного покрытия. Исходя из этого примера, масштабы вырубки лесов были катастрофическими. Усугублял ситуацию рост численности населения. В итоге ходить за лесом приходилось всё дальше от города, сил на это требовалось всё больше. Но, несмотря на это, они не снижали темпы промышленной вырубки лесов. Леса были нужны для святого - для их храмовых комплексов и дворцов. Поэтому о снижении потребления природных ресурсов не могло быть и речи. Наверное, мы не ошибёмся, если представим себе страну майя средней полосой России, только с другими растениями и тропическим климатом. Соотношение лесов и полей, скорее всего, было таким же. Ну а для тех, кто не знает: сегодня территории, на которых жили майя - непроходимые джунгли, тянущиеся непрерывно на тысячи километров, имеющие островки безлесья только вокруг немногочисленных населённых пунктов.

Земледелие майянцев также испытывало большие трудности: чем меньше становилось лесов, тем больше высыхали болота, негде было брать необходимое удобрение для почвы. Земли истощались, поэтому приходилось отдавать их под пар, а через год сжигать на них траву, используя золу как удобрение. Но и это было малоэффективно, по сравнению с удобрением болотным илом.

Всё это создавало напряжение в обществе и толкало к естественному изменению уклада жизни. Всё большее значение приобретали торговля и политика.

Обширный конгломерат майянских городов-государств не был чем-то разрозненным. Каждый город был формально независим, но их связывали между собой не только торговля, но часто и родственные связи правителей. Божественное происхождение правителей, которое было необходимым условием для майя, не позволяло в случае прерывания династии выбирать на царство другую династию. В случае смерти последнего из рода на царство приглашали божественных царей из других городов. Таким образом, все правящие элиты майя были дальними или близкими родственниками. То же касалось и выдачи замуж царских дочерей, они отдавались преимущественно в соседние или родственные города. Сами города также часто обменивались невестами, а род, отдавший девушку в другой город, должен был получить за неё выкуп. И как установили археологи, часто из-за величины выкупа устраивались жаркие споры, приводившие даже к военному противостоянию.

20-15

Между тем, в период максимального расцвета майянской цивилизации, который относят к периоду от третьего до восьмого века нашей эры, города майя располагались неравномерно, и некоторые из них оказались в более выгодных географических условиях, чем другие. Так, например, выгодным оказывалось положение города, находившегося на пересечении торговых путей, что давало ему право собирать пошлину на проносимые через него товары. Такие центры цивилизации развивались очень бурно и становились настоящими олигархами своего времени. Другие города были в стороне от торговли и оказывались в экономической зависимости от первых. Зависимость от торговли у майянских городов была очень велика. Главными товарами для них были необходимые предметы культа, без которых не могла течь религиозная жизнь, а значит, и жизнь вообще. Это были благовония, перья птицы кецаль, являвшиеся необходимым атрибутом одежды правителя и жреца, драгоценные камни, масла, клинки из обсидиана (вулканического стекла, наипрочнейшего материала, из которого изготавливалось оружие и режущие инструменты).

Чем больше проходило времени, тем больше росла поляризация крупных и мелких городов, что приводило к необратимому: самый большой город, называвшийся Тикаль, оказавшийся волею судьбы и богов в выгодных условиях, стал центром однополярного мира цивилизации майя. Это привело к ужасным последствиям. Его мощь стала такой большой, что окружавшие его мелкие города не могли уже придерживаться самостоятельности и становились вассалами Тикаля. Мало того, ведь существовали ритуальные войны, которые были необходимы для захвата пленных для их последующего принесения в жертву в религиозных обрядах. И нетрудно догадаться, воины какого города ежегодно посещали небольшие города, до которых только могли добраться. Это был Тикаль, не знавший набегов на свою территорию несколько сотен лет.

20-16

Но это было ещё не самое страшное. Вдали от Тикаля на расстоянии примерно в 800 километров к северу от него в начале 6-го века н.э. благодаря своим одарённым правителям возвысился другой город-государство - Калакмуль. За несколько поколений он увеличился в размерах и стал таким же могущественным, как и Тикаль. Вот тогда страна майя оказалась между молотом и наковальней, между двумя сверхдержавами с их амбициями. Может, они и не стремились бы враждовать друг с другом, но сферы их интересов пересекались на очень большой территории, а в заложниках их политики оказывались все другие города, находившиеся между ними.

Калакмуль и Тикаль стали двумя полюсами мира майя. Увеличивая своё могущество, эти державы уже не довольствовались только пленением и жертвоприношением царей и жителей соседних городов. Для достижения своих целей они убивали царей и ставили своих наместников, тем самым подтверждая свои права и свою власть в них, чего не делал никто ранее.

В этой связи поразительна история города, находившегося на одной линии между Калакмулем и Тикалем ровно на середине расстояния между ними. Город этот назывался Наачтун. История правителей этого города, написанная на чудом сохранившихся стелах, повествует о страшных днях, когда город переходил из рук в руки. Когда приходили воины Тикаля, царь вынужден был присягать им на верность, чтобы сохранить свой народ. Когда приходила армия Калакмуля, он должен был или клясться им в верности, или его убивали и ставили своего наместника. Год спустя всё повторялось по кругу. Люди страдали от голода, много времени тратя на защиту своего города.

Археологов поразила страшная реальность того времени: люди разбирали пирамиды и из цельных блоков уже не использовавшихся храмов выстраивали высокие ограждения, сверху увенчанные частоколом. Храмовая площадь, некогда святое место божественных праздников, была застроена соломенными хижинами, в которых за широкой стеной укрывались люди. В своём горе люди сходили с ума от безумия, творившегося в их жизни. Вместо того чтобы защищать свой город всем вместе, богачи строили собственные стены вокруг своих домов. Но, видимо, разъединённость и погубила их, и сейчас развалины Наачтуна представляют собой страшный памятник безумной борьбы, заставившей его жителей думать только о выживании.

20-17

Борьба двух гигантов достигла апогея. Но и они старались сломить друг друга. Победу одерживал то один, то другой. Однажды воины Калакмуля всё-таки сожгли Тикаль, но через некоторое время он отстроился снова.

Люди с какого-то времени не могли больше спокойно обрабатывать землю. Они выращивали маис, а он - слишком требовательная культура на неплодородных почвах тропической сельвы. Нарушение сроков посева или полива в результате войны лишало людей пищи. Прихотливые растения можно было выращивать только на специально подготовленных почвах, свободных от леса, где имелись болота, богатые илом. Чтобы создать новые пахотные земли, необходимы были годы подготовки почвы и самое главное - мир. Поэтому люди не могли всё время кочевать в поисках спокойной жизни, они должны были что-то есть.

Но не все города постигла участь стать разменной монетой в борьбе гигантов. Вдалеке от центра страны майя, на её северо-западной окраине, во влажных лесах расцвёл другой город - Лакамха («Большая Вода»), который в современной археологии носит название Паленке. Это был обычный город, небольшой, находившийся на достаточном удалении от центров силы биполярного мира того времени. В седьмом веке нашей эры его правитель умер, не оставив потомков. Была большая беда. Люди собрались покинуть город, так как видели, что Боги не дали им правителя, тем самым сняв с города благословение. Но жрецы решили пригласить на царство человека, облечённого божественной властью, из другого города, чтобы сохранить закон и спасти себя. И городом стала править женщина, дочь царя из соседнего города, у которой был пятилетний сын. Редко женщины становились божественными царицами, и это был тот самый случай. Когда мальчик подрос до 12-ти лет, мать короновала его. Мальчика звали Пакаль. Он же объявил свою мать воплощением Великой Матери. За 68 золотых лет своего правления он построил величественные храмы, укрепил и возвысил город, сделав его одной из жемчужин своего времени. Люди воспряли духом и отблагодарили своего Владыку преданностью и верой. Лакамха стал примером величия не войны, но созидательного труда.

Эту историю мы знаем из надписей, сделанных на гробнице Пакаля в основании храма, который больше тысячи лет спустя археологи назвали храмом Символов. Этот храм построил сын Пакаля, также великий и добрый правитель, на месте саркофага своего отца. Величие гробницы, особенно массивная плита и украшенная нефритовой маской мумия владыки рассказали потомкам о той любви, с которой народ относился к своему царю. Подобных гробниц не было найдено нигде больше во всей поросшей теперь джунглями бескрайней стране майя.



Комментарии 

 
+1 #1 Галина 30.11.2011 07:21
Замечательная статья.Автору удалось ментально связать ушедшую эпоху с нашим временем. Возможно в 2012 году мы будем свидетелями перехода планеты в новое измерение. Но этот квантовый скачок каснется не каждой человеческой души.Готовые к переменам уйдут на обновленную Землю, другие - останутся в Старом Мире. Получается, что для основной массы населения, ушедших будут считать неожиданно растворившимися в пространстве.Если Вселенная многоуровневая и многомерна, то такое явление вполне возможно.Будущее не за горами. Поживем - увидем.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 

Журнал, в котором опубликована эта статья:

"На крыльях Лебеди" №20 10.00 р.

 
 

Нажмите для просмотра -  №34 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №33 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №32 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №31 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №30 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №29 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №28 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №27 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №26 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №25 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №24 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №23 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №22 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №21 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №20 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №19 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №18 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №17 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №16 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №15 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №14 На крыльях Лебеди
Получить Журналы
Статьи рубрики
Written on 01 Декабрь 2008 by Максим Красиков
2011-11-06-11-17-22 Что мы знаем о Центральной Америке до её открытия Колумбом и завоевания Кортесом? Какие люди населяли её, и самое главное - почему именно об этой части света мы начали свой разговор? Когда мы думаем об открытии Америки, в нашем сознании часто возникает образ диких индейских племён, у которых испанцы...
8696 0