___________________________ ___________________________ __________________________________ _______________________________ _________-____________________________ _________________________________ ____________________________________ __________________________________ ______________________________________ ____________________________________ _______________
Популярное в рубрике
Written on 01 Октябрь 2007 by Валентина Кисель
2011-11-04-20-00-03 В жизни каждого человека, наверняка, встречались события, все детали которых возникают как бы сами собой, но, будучи объединенными, дают такой непредсказуемый результат, что мы невольно осознаём, что произошло чудо, и случилось оно по Воле Небесных Родителей. И одним из таких чудес можно назвать...
19296 0
Written on 30 Ноябрь 2008 by Анатолий Звонарёв
2011-10-31-13-57-57 Знаете ли вы, что привычное нам христианское учение могло иметь совершенно другой вид? Это многим покажется невозможным, но те, кто внимательно изучал историю возникновения и развития различных религий на нашей планете, знает, что не все так однозначно в этом вопросе. Дело в том, что в 1945 году,...
13464 0
Written on 01 Октябрь 2010 by Максим Красиков на основе трудов Александра Альфредовича Горбовского и других...
2010-10-17-16-52-40 Как объяснить факт того, что древние карты, написанные более половины тысячелетия назад оказываются более информативными и более детализированными, чем карты последующих веков так называемого Возрождения и Просвещения? Откуда у картографов средних веков были знания, превосходившие те, которыми...
12971 0
Written on 30 Ноябрь 2008 by Максим Красиков
2011-10-31-13-14-43 Древние, рисуя модель солнечной системы, не единожды указывали на некие невидимые планеты. К примеру, грек-пифагореец Филолай упоминал о загадочной планете Антихтон (Противоземлие). Есть упоминания о планете-невидимке и в более поздние времена. Так, на рисунке итальянского астронома Вильгельма Темпеля...
11938 0
Written on 31 Июль 2008 by Максим Красиков
2011-11-02-14-47-56 Самым близким к нам по времени ключом к тайнам древней истории является Египет. Его тайны до конца не разгаданы, если можно вообще говорить даже о частичной их разгадке. Хоть мы и писали уже в нескольких номерах журнала о тайнах пирамид, но это настолько неисчерпаемая и увлекательная тема, что мы...
10370 0

PostHeaderIcon РЕИНКАРНАЦИЯ – ПОТЕРЯННОЕ СОКРОВИЩЕ. Часть 2

24-1

Во времена раннего христианства в разных религиозных и философских системах доктрина перевоплощения душ была известна. Конечно, не все образованные люди её принимали, но многие были с нею знакомы. Ведь в классическое образование в обязательном порядке входила греческая философия, которая, в частности, изучала системы Пифагора и Платона, в которых доктрина перевоплощения - одна из составляющих частей учения.

С учением о перевоплощении душ были знакомы и иудеи. Еврейский историк Иосиф Флавий упоминает об этом в своих книгах «Иудейская война» и «Иудейские древности». Ещё не сошёл с исторической сцены Древний Египет. Средиземноморский мир был знаком с философией и религиями Индии, в частности, с буддизмом. Поэтому просвещённые христиане не могли не знать о существовании идеи реинкарнации. Они могли её разделять, они могли её пассивно не принимать или активно отвергать, но то, что они её знали, не вызывает сомнения.

Ради исторической справедливости заметим, что среди дошедших до нас текстов раннехристианских писателей, касающихся темы перевоплощения, большая часть принадлежит тем, которые активно опровергали реинкарнацию на протяжении нескольких веков. Но не может ли это означать, что всё-таки было с чем бороться и было что опровергать?

В начале четвёртого века ливийский пресвитер Арий, рассуждая о понятии Святой Троицы, задал епископу Александру Александрийскому следующий вопрос: «Ежели Отец породил Сына, имеет ли тот, кто порождён, начало существования?» Другими словами, если Отец является родителем Сына, не значит ли это, что Сын имел начало? Ведь, как сказал Арий, «было время, когда Сына не было». Очевидно, никто прежде не ставил вопрос таким образом. Для многих епископов высказывание Ария о том, что у Сына было начало, звучало как ересь. Разразились дебаты между Арием с одной стороны и Александром и диаконом Афанасием с другой. Спор чуть не стал причиной раскола церкви, когда полемика достигла слуха римского императора Константина.

О чём же спор? Представители ортодоксальной церкви обвиняли ариан (сторонники Ария) в намерении принизить Сына утверждением, что он имеет начало. В действительности же ариане ставили Его весьма высоко, почитая «как первого среди всех созданий». На самом деле спор касался только вопроса человеческой природы и способа нашего спасения. Он затрагивал два представления об Иисусе Христе: либо он был Богом, который был Богом всегда, либо человеком, который стал Божьим Сыном. Если он был человеком, который стал Божьим Сыном, значит, и другие люди также могут стать Сынами Бога.

Исход споров с арианами был крайне важен для определения церковью своей позиции как по отношению к реинкарнации, так и по вопросу о возможности для души стать единой с Богом.

В течение первых пяти веков развития христианской мысли отцы церкви разверзли огромную пропасть между душой и Богом. Как пояснял католический богослов Клод Тремонтан, церковь пришла к выводу, что «человеческая душа не является по природе своей частью божественной субстанции. Она призвана разделить жизнь Бога, но лишь благодаря Его милости». Церковь постановила, что человеческая душа не является и никогда не была частицей Бога, а, напротив, принадлежит материальному миру и отделена от Бога огромной пропастью. Свою богословскую концепцию эти теологи обосновывали изменчивостью души. Как же считать душу божественной и бессмертной, спрашивали они, если она может быть изменчивой, падшей и грешной? Душа, подверженная изменениям, не может быть подобна Богу, который неизменен, -рассуждали они. Основатель церковной науки и теологии Ориген выдвинул предположение, что душа была создана бессмертной, и, даже несмотря на падение, у неё всё ещё есть силы возродиться к своему изначальному состоянию. Он считал, что душа колеблется между Духом и материей и способна выбрать союз с любым из них.

Когда же в таком случае создаётся душа? Отцы церкви предположили невероятный ответ: одновременно с телом - в момент зачатия. «Бог творит души каждый день», - писал отец церкви Иероним. Если же души и тела создаются одновременно, то не стоит и говорить о предсуществовании души и реинкарнации, поскольку они подразумевают, что души существуют прежде тел и могут последовательно входить в разные тела.

Ориген и его предшественник Климент Александрийский жили в мире идей Платона. По их взглядам, душа принадлежит духовному миру, в то время как тело - миру материальному. Климент утверждал, что человек является «божественно рождённым, будучи растением небесного происхождения». Ориген был убеждён, что возможность трансформации человеческого в божественное доступно не только для Иисуса, но «для всех, кто с верой станет жить, как учил Иисус». Ариане считали процесс обожествления существенно важным для спасения, тогда как для последователей ортодоксальной церкви он был ересью.

В 324 году римский император Константин вмешался в арианскую полемику, он написал письмо Арию и епископу Александру, увещевая их уладить разногласия, но оно не помогло умерить бурю. Тогда император для достижения единства христианской церкви в июне 325 года в городе Никея созвал общий церковный Собор, пригласив епископов со всех концов своего царства и даже обеспечив их средствами передвижения. Известно, что в центре спора стоял вопрос о том, был ли Иисус сотворён и, следовательно, был ли он способен изменяться, подобно всем нам. Если считать, что Иисус был со-творён Богом, как утверждали ариане, то спасение можно обрести, уподобившись ему. Но если он не был сотворён, что утверждали ортодоксы, значит он равен Богу и полностью отличается от тварного мира. Следовательно, человек, будучи тварным существом, может спастись только через абсолютное послушание церкви и её законам.

Собор продолжался два месяца при участии Константина. Он выслушивал стороны и участвовал в дебатах, неуклонно настаивая на объединении. Епископ Кордовский предложил разрешить это затруднение путём соглашения о символе веры. Авторы Никейского символа веры, как его стали называть, постарались отождествить, посредством включения многих повторов, Сына с Отцом, совершенно отделив его от тварного мира. Только два епископа, помимо Ария, отказались подписать этот символ. Константин изгнал их из пределов империи.

После императора Константина и Никейско-го Собора труды философа Оригена продолжали пользоваться популярностью. Но ближе к концу четвёртого столетия ортодоксальные богословы снова начали нападать на него. Особо трудно им было примириться с его учением о природе Бога и Христа, о воскресении и предсуществовании души. Ориген руководил известной школой катехизиса* в Александрии, где находилась крупнейшая библиотека древности. Но ни один учёный церкви после Оригена не смог овладеть имевшимся здесь обширным материалом, так как в 389 году библиотека была сожжена христианским фанатиком, патриархом Феофилом. Это невероятное преступление разрушило ценнейшее культурное наследие и значительно затруднило изучение истории. Предполагается, что как раз это и было мотивом преступления Феофила: ведь в огне исчезли также писания раннего христианства, которые могли бы пролить свет на начало христианского учения. Первые Евангелия, как и писания Оригена или Василида, содержали много информации, за которую современная наука заплатила бы любую цену. Василид, который учил в Александрии около 125 года, получил своё учение от апостолов Матфея и Петра (через своего ученика Глаукуса). Им написаны 24 книги-толкования к Евангелию. Ни один из его трудов не дошёл до нашего времени. Святая церковь сожгла их все. Именно эти труды пролили бы бесценный свет на истоки христианства, так как появились намного раньше канонической Библии. Эти книги были лишены благословения в 325 году на Никейском Соборе.

* Катехизис или катихизис (греч. — поучение, наставление) — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения христианского вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.

В последствии император Юстиниан (годы правления 527-565) самым активным образом вмешивался в дела христианского богословия. Он издавал эдикты, обязывая церковь их утверждать, назначал епископов и даже заключил в тюрьму римского Папу. Его жена - бывшая куртизанка Феодора - управляла делами церкви из-за кулис. История о том, как учение Оригена было окончательно отвергнуто, изобилует запутанными закулисными играми, которыми славился имперский двор. На Синоде Восточной церкви в 543 году император Юстиниан объявил войну учению Оригена, издав эдикт, осуждающий десять принципов оригенизма, включая предсуществование души. Он гласил: «Анафему Оригену...и всякому, кто думает подобным образом». Иными словами, Ориген и любой, кто принимает его утверждения, прокляты навеки. Поместный собор Константинополя утвердил этот эдикт и заставил всех епископов подписать его.

В 551 году монахам анти-оригенистам снова удалось привлечь внимание Юстиниана к своей проблеме. Император направил епископам письмо, в котором добавил пятнадцать анафем непосредственно Оригену.

Постановления Синода не были обязательными для почти трёх тысяч епископов, разбросанных по всей империи. А потому было принято созвать Церковный Собор, который должен был санкционировать принятые решения.

В 553 году в Константинополе в Айя-Софии -церкви, посвящённой Святой Мудрости - император Юстиниан созвал Пятый Вселенский Собор для обсуждения споров по поводу «трёх глав». Это были писания трёх богословов, чьи взгляды граничили с ересью. Юстиниан хотел, чтобы эти писания были прокляты. Из 3000 епископов присутствовало всего лишь 165, среди них только 6 епископов представляли западную церковь. И хотя сам Юстиниан там не присутствовал, он скомплектовал совет епископов, которые заведомо готовы были проводить его линию.

Совет издал четырнадцать новых анафем, направленных против авторов «трёх глав» и других христианских богословов. В одиннадцатой анафеме в списке еретиков упоминалось имя Оригена. Перечень пятнадцати анафем положениям учения Оригена - весьма схожих с проклятиями из юстинианова письма 551 года - добавлен к постановлениям Собора позднее. Первая анафема гласит: «Ежели кто-нибудь отстаивает пресловутое предсуществование душ и будет утверждать чудовищное возрождение, что является его следствием: да будет ему анафема».

Тем самым учению Оригена и идее реинкарнации в христианстве был вынесен смертный приговор. После Собора монахи-оригенисты были изгнаны из своего монастыря в Палестине, некоторые епископы получили отставку, а произведения Оригена снова уничтожались. Монахи анти-оригенисты одержали победу. Император безоговорочно перешёл на их сторону.

Отрицание реинкарнации ортодоксальной церковью было следствием того, что душа не признавалась частицей Бога, а привязывалась к конкретному телу, поэтому не могла вновь воплотиться в другом теле. Все ждали Страшного суда, когда душа воскреснет вместе с телом буквально из мёртвых. Теперь вечная жизнь стала начинаться с рождения. Однако бесконечным или вечным можно считать лишь то, что не только не имеет конца, но не имеет и начала, не так ли?



 

Журнал, в котором опубликована эта статья:

"На крыльях Лебеди" №24 10.00 р.

 
 

Нажмите для просмотра -  №34 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №33 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №32 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №31 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №30 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №29 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №28 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №27 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №26 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №25 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №24 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №23 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №22 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №21 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №20 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №19 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №18 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №17 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №16 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №15 На крыльях Лебеди Нажмите для просмотра -  №14 На крыльях Лебеди
Получить Журналы
Статьи рубрики
Written on 01 Декабрь 2008 by Мария Тучкова
2011-10-31-16-06-24 Всем известно, что православие и католичество исходят из одного источника - христианства. Обе эти ветви имеют в основе одну идею, которую на Землю принес Иисус Христос, который, прежде всего, проповедовал веру, любовь, всепрощение, понимание и объединение людей. Так что же такое произошло, что...
8286 0
Written on 01 Октябрь 2009 by Валентина Кисель
2010-10-17-21-08-46 Нет ни одного героя в истории Средних веков Европы, о котором было бы сказано больше, чем о Жанне д'Арк. О ней вот уже половину тысячелетия говорят историки, художники, писатели и простые люди. Несмотря на это, загадок для людей в судьбе и подвигах Орлеанской Девы остаётся не меньше, чем было...
8325 0
Written on 01 Август 2009 by Людмила Романова, Елена Острер
2010-10-17-21-37-54 Во времена раннего христианства в разных религиозных и философских системах доктрина перевоплощения душ была известна. Конечно, не все образованные люди её принимали, но многие были с нею знакомы. Ведь в классическое образование в обязательном порядке входила греческая философия, которая, в частности,...
8338 0
Written on 01 Август 2008 by Максим Красиков
2011-11-02-14-19-41 Мы привыкли к тому, что история человечества линейна. Мы знаем с рождения о homo sapiens (то есть о нас с вами), homo erectus (нашем обезьяноподобном предке). Хотя нам обидно думать, что человек произошёл от обезьяны, но реальных попыток переосознать свою собственную историю - историю появления...
8441 0