РЕИНКАРНАЦИЯ – ПОТЕРЯННОЕ СОКРОВИЩЕ
Великие люди о реинкарнации
Учение о посмертном существовании, последовательном перевоплощении души зародилось в глубокой древности. В египетской «Книге мёртвых», написанной более пяти тысяч лет назад, говорится, что смерть - это не конец жизни, а переход в другую сферу бытия.
В Древней Греции существовало учение орфизм, по имени легендарного поэта и музыканта Орфея, спускавшегося в поисках своей жены Эвридики в Аид - царство мёртвых, расположенное в недрах земли. Приверженцы орфизма связывали земную жизнь со страданиями, а пребывание души в теле рассматривали как её падение из загробного мира, где душа испытывала блаженство. Согласно орфическим представлениям, тело рассматривалось как темница для души, отбывающей тюремное заключение в земном мире.
Учение орфизма поддержала целая плеяда мыслителей - пифагорейцев - последователей древнегреческого философа Пифагора (около 580-500 гг. до н. э.). Сам Пифагор решительно заявлял о переселении душ. Ему принадлежат слова: «Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью».
Ксенофан, современник Пифагора, приводит такой случай. Однажды, проходя мимо и заметив, что мучают щенка, Пифагор воскликнул: «Перестаньте! Прекратите эти ужасные побои, потому что на самом деле это душа человека, бывшего моим другом. Я узнал его, как только услышал этот громкий крик».
Биограф Пифагора Диоген Лаэртский (I век н.э.) отмечал способность Пифагора воскрешать в памяти свои прошлые жизни. Другой биограф, Ямблих (IV век н. э.), добавлял, что Пифагор к тому же обучал других восстанавливать детали из их прежних жизней.
Имена двух других древнегреческих философов: Пиндара и Эмпедокла (V век до н. э.) - также связаны с учением о реинкарнации. Пиндар, прославившийся, к тому же, как величайший лирический поэт, первым из поэтов Греции усматривал связь между справедливой наградой после смерти и высокими моральными качествами человека при жизни.
Эмпедокл, в свою очередь, учил, что души первоначально обитали в высших сферах и пали в этот воплощённый мир из-за того, что совершали неподобающие поступки. Они осуждены, согласно Эмпедоклу, на 30 тысяч рождений в разнообразных видах, включая рыб и растения. В конце концов, утверждал он, душа восстановит своё естественное состояние в высшем духовном царстве, чтобы больше уже не рождаться. К тому же он считал, что убийство животных греховно и предопределяет рождение вновь в телах низшего порядка.
Самыми ревностными из западных сторонников учения о реинкарнации были выдающиеся древнегреческие философы-мыслители Сократ и Платон (IV-V век до н. э.). Сократ, как известно, излагал свои концепции устно и ничего не записывал. Его воззрения отражены в трудах учеников, одним из которых и был Платон. Идея реинкарнации нашла подробное развитие в сочинении Платона «Федо», где он приводит слова Сократа о том, что душа невидима, ни с чем не смешивается, всегда одна и та же и вечна, что она бессмертна и не перестаёт существовать после смерти тела. Сократ утверждал, что в этой жизни существо на самом деле не узнаёт новое, а, скорее, припоминает истины, известные ему из прошлых жизней. Платон разделял эти суждения и последовательно развивал их. Он утверждал, что душа заключена в темницу материального тела, и с его смертью перевоплощается.
Учение о реинкарнации на разных этапах истории возрождалось с новой силой. Так, свидетельницей его возрождения стала Римская империя, когда Плутарх (I век н. э.) так же убедительно, как в своё время пифагорейцы, изложил концепцию реинкарнации.
В III веке н. э., вначале в Египте, а затем в Риме, Сирии и в Афинах, возникла новая философская школа, получившая название неоплатонизма. Основателем её был Плотин, древнегреческий философ родом из Египта. Он так же, как и Платон шесть столетий до него, утверждал, что душа бессмертна и способна переселяться в новые тела. Цель человеческой жизни, по Плотину, состоит в восхождении к Первоединому. Достигается она путём сдерживания и обуздания телесных влечений за счёт развития духовных сил, в том числе познавательных.
У истоков христианства идея о перевоплощении была одним из столпов, на котором держался Храм веры. Место зарождения христианства, как и путь его распространения, тесно были связаны с Римом и Грецией. На его формирование оказало большое влияние наследие, оставленное античными мыслителями.
Родоначальники христианской церкви (II - III век н. э.): Климент Александрийский, Юстиниан Мученик, а также святой Григорий Нисский (III - IV век н. э.) и святой Иероним (IV - V век н. э.) - неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации. Сам Блаженный Августин (354-430 гг.), выдающийся христианский богослов и философ, разделял идеи неоплатонизма и размышлял о закреплении доктрины реинкарнации в христианском вероучении. В своей «Исповеди» он записал: «Был ли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тот период, что я провёл в лоне матери, или какой-то иной?... А что было до этой жизни, о Господь моей радости, пребывал ли я где-либо или в каком-либо теле?»
Наиболее откровенно по поводу реинкарнации высказывался Ориген (185-254 гг.), которого «Британская энциклопедия» среди отцов церкви ставит на второе место по значимости после Августина Блаженного. Каковы же были суждения Оригена, этого влиятельного и высокообразованного христианского мыслителя, относительно реинкарнации? Согласно «Католической энциклопедии», учение Оригена во многом повторяло идеи реинкарнации, которые прослеживаются в учениях Платона, иудейских мистиков, в религиозных писаниях индуистов.
Вот некоторые из высказываний Оригена: «Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путём, они возвышаются и вновь обретают Царствие Небесное»; «...несомненно, физические тела имеют второстепенное значение; они совершенствуются лишь по мере того, как меняются мыслящие существа».
Учение о реинкарнации представлялось Оригену столь убедительным, что он не мог скрыть своего раздражения по поводу веры в Судный день и последующее воскресение из мёртвых.
«Как можно восстановить мёртвые тела, каждая частица коих перешла во множество иных тел? - вопрошал Ориген. - Которому из тел принадлежат эти молекулы?»
Для Оригена смысл всей жизни в материальном мире состоял в том, чтобы все души через многочисленные инкарнации очищались и облагораживались до тех пор, пока все они, следуя заветам Иисуса, а также через свою любовь и отдачу Богу, не вернутся обратно в руки своего Создателя. Ориген писал: «Но это возвращение назад к Богу не следует представлять себе как неожиданное событие, а только как постепенный процесс, совершаемый последовательно в течение бесчисленных и бесконечно долгих периодов времени».
Теорию повторных рождений изучали Гёте, Вольтер, Шопенгауэр, Гюго, Ибсен, Гейне и даже Конан-Дойль. Цицерон считал, что «смерть не есть гибель, которая всё прекращает и разрушает, но лишь переход: странствие и начало новой жизни. Вечное бытие есть неизбежная достоверность всей жизни».
Пятидесятидвухлетний философ Джордано Бруно в 1600 году по приговору инквизиции был казнён в Риме. Он был сожжён за свои «еретические воззрения», в числе которых была и мысль о том, что после смерти человеческая душа может вернуться на Землю в новом теле, и даже может идти дальше, чтобы жить в бесконечном многообразии миров за пределами Земли. Он верил, что человеческие тела создаются и преобразуются, и что смерть есть «ни что иное, как разделение и воссоединение». В подтверждение своим воззрениям он приводит цитату из «Книги Екклесиаста» в Ветхом Завете: «...нет ничего нового под солнцем».
Выдающийся шведский учёный XVIII века Эммануэль Сведенборг, обладавший поразительными парапсихологическими способностями, оставил систематизированный и подробный рассказ о мире за чертой нашего земного существования. Этими исследованиями он занимался 27 лет и написал 282 работы, опубликовал несколько книг: «Истина в христианской религии», «Любовь к Богу и мудрость», «О небесах, о мире духов и об аде» и т.д. В видении Сведенборга смерть не изменяет сути вещей. После перехода человек сталкивается с теми же проблемами, которые испытывал в физическом мире. С чем ушёл с Земли, с тем и явился на Небеса. Сведенборг многократно встречался в потустороннем мире со своими умершими знакомыми, которые просили передать их родным, что они не умерли, а только перешли из одного мира в другой, обладают тем же разумом, волею, ощущениями и желаниями, как бывало на Земле.
В конце девятнадцатого века возросла популярность теории перевоплощения душ благодаря русскому мистику Елене Петровне Блаватской и её Теософскому Обществу. Блаватская отмечала, что учение о перевоплощении не было чуждо ни Ветхому, ни Новому Завету, ни раннему христианству. Она приводила примеры из Библии, в которых показывала, что вера в многократные существования человека была близка древним евреям.
«Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рождён, и число дней твоих очень велико», говорится в книге Иова (28, 21).
«Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие!» (Псалом 89; 4). «Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошёл в тело чистое» (Премудрость Соломона 8, 19-20).
Уильям К. Джадж, один из учредителей Общества, любил называть реинкарнацию лопнувшей струной в христианстве.
Несмотря ни на какие преследования со стороны ортодоксальной Церкви, идея эта нет-нет, да и всплывала даже в самой Европе: Польский епископ Пассавалли (1820 - 1897 гг.) открыто признавал закон перевоплощения и пытался даже присоединить его к католичеству. Под влиянием Пассавалли некоторые польские и итальянские священники также приняли идею реинкарнации.
Известный американский «спящий пророк» Эдгар Кейси, был ревностным христианином и, тем не менее, благодаря своим видениям, поверил в реинкарнацию, и нёс о ней учение миллионам людей.
Возьмём также пример актёра Глена Форда, который, находясь под гипнозом, вспомнил свои жизни ковбоем по имени Чарли и кавалеристом времён Людовика XIV. «Реинкарнация противоречит всем моим религиозным воззрениям, - волнуется он. - Я человек богобоязненный и горжусь этим, но я совершенно запутался».
Комментарии