Свастика – священный символ вечной Жизни
Свастика в Христианстве
В раннем христианстве свастика замещала обычный крест, так как прямой образ Распятия не был тогда ещё принят. Употреблявшийся римлянами задолго до Рождества Христова свастичный крест не вызывал подозрений у сограждан-язычников и в то же время содержал в себе изображение четырехконечного креста.
Согласно французскому философу Рене Генону (1886-1956), до конца Средневековья свастика была одной из эмблем Христа.
В православной иконографии свастика выступает как символ нисхождения Святого Духа. Например, на иконе с праздниками из Синайского монастыря Великомученицы Екатерины (кон. VII в.) Дух изливается на Апостолов в виде изогнутых линий, направленных вниз от небесного круга с Христом в центре. Нисхождение Духа совмещает несколько стихий, поскольку представляет проявление высшего порядка в земном мире. В православной иконографии это подчёркивалось тем, что на конце лучей, движущихся сверху вниз, писались «огненные языки», стремящиеся снизу вверх.
Свастику часто помещали на колокола приходских церквей Англии, особенно в центральных графствах. На Руси вихреобразные свастичные знаки вырезались на деревянных причелинах церковных крылец, на белокаменных наличниках окон, ставились на торцах брёвен сельских храмов.
Спиралевидная свастика во множестве встречается на церковных потирах (сосудах для христианского богослужения, применяемых при освящении вина и принятии причастия) с глубокой древности вплоть до настоящего времени. Потир, вмещающий св. Дары (Тело и Кровь Христову), символизирует всю Церковь, образующую Тело Христово.
Западные христиане часто употребляли спираль и свастику: эти фигуры ритмизуют пространство, придавая ему динамичность, укладываясь в нём, как складки на одежде. Средневековые ирландские монахи-переписчики иногда вставляли между текстом Евангелия чисто орнаментальные страницы, испещрённые спиралями и закруглёнными свастиками. Такие страницы в чём-то аналогичны исламским арабескам и предназначались для сосредоточенного размышления о непрерывном созидании мира.
Спиралевидная свастика нередко объединяется с символом Православного Царства - двуглавым орлом. Головы орла соответствуют царской и первосвятительской власти.
Гемма Апостола Павла
Символика свастичных знаков, как правило, указывала на процесс творения сакрального космоса, в котором происходит взаимодействие божественного и человеческого. В верхней части православных икон, как бы в облачной сфере, нередко можно видеть изображение Троицы или Вседержителя, от которого во все стороны расходятся по несколько параллельных линий, чередующихся с волнообразными. Таким простым техническим приёмом изображалось в иконописи лучеиспускание и изливающийся на мир Дух Святой. Конечно, эти мотивы имеют к свастике лишь косвенное отношение, но важно, что в них отражены два принципа распределения Божественной энергии: линейный и волнообразный. Когда икона Божества заменена на геометрический символ, то линейному распространению благодати соответствует звезда (свет), а волнообразному - свастика (огонь, ветер).
Раньше каждый иерей, при рукоположении произносивший «Присягу производимому во священники» по отпечатанному тексту, видел медальон с изображением Спасителя в центре заставки, а по сторонам медальона - 8 разносторонних прямоугольных свастик.1 В 1917 году под давлением Временного Правительства и либерального духовенства текст присяги был изменён; тогда же исчез и медальон со свастиками...
1. Текст «Присяги», изданный С.-Петербургской Синодальной типографией в январе 1909 г.
Свастика в индуизме
Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества.
В Индии и Тибете свастика изображается повсеместно: на стенах и воротах храмов, на жилых зданиях, а также на тканях, в которые заворачивают все священные тексты и таблички. В этом аспекте свастика называлась «Печатью Сердца» и, по преданию, была запечатлена на сердце Будды. Очень часто свастичными орнаментами обрамляют священные тексты из Книги Мёртвых, которые пишутся на погребальных покровах перед кремацией.
Изначальный божественный Огонь по мере нисхождения в тварный мир дробится на более мелкие священные огни, но все они несут в себе творческую энергию первообраза. Символика свастики индуизма, выросшего из религии древних ариев, в значительной мере объясняется подобными представлениями. Арии глубоко осознавали священный смысл этого знака. Свастика на таких изображениях символизирует четыре стороны света, управляемые из единого центра Царём Мира, носившим в Индии титул Чакравартина.
Свастика является обязательным атрибутом слоноголового бога Ганеши, сына Шивы и Парвати, покровителя творческих личностей и тайного знания. На его изображениях она символизирует четыре рода существ, четыре касты и четыре Веды.
Свастика в буддизме
В буддизме свастика символизирует обретение духовных ценностей и заслуг. В толковании буддизма Хинаяны этот знак выражает четыре благородные истины. Перпендикулярная черта соответствует страданию и причинам страдания. Горизонтальная черта соответствует разрушению и пути. Находясь на груди, свастика обращена не только наружу, но и вовнутрь к сердцу. Бытование свастики у монголов еще древнее и восходит к добуддийским традициям Тибета.
В Китае свастичный иероглиф означает «множество», «изобилие», «долгую жизнь», «бесконечность». Все эти значения присутствуют в понятии «10000». Предполагается, что свастика - ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли. Свастичный меандр (бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию) называется «вань цзы», Десять Тысяч Вещей или последовательностей. Данная последовательность не имеет ни начала, ни конца, это вечное обновление жизни. Видимо, с этим связано китайское толкование свастики как символа вечности и традиционное в Китае и Японии пожелание жить 10000 лет (по-японски - "Банзай").
Ещё одно значение свастики в китайской культуре - Громовая Спираль.
Виды свастик в буддизме различаются по цветам:
голубая - означает беспредельное совершенство Неба,
красная - беспредельное совершенство добродетели сердца Будды,
жёлтая - бесконечное процветание,
зелёная - беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии.
Ориентированная по часовой стрелке свастика - сила ян, против часовой стрелки - сила инь.
Свастика в исламе
Свастика нередко встречается в исламских каллиграфических надписях, причём указания на сакральный характер каллиграфии содержатся в самом Коране.
Свастика встречается и на предметах быта средневековых мусульман. На жадеитовом блюде из Персии свастика образована четырёхкратно повторённым именем пророка Мухаммеда.
Одна из важных идей космогонии ислама - создание мира из единой точки. Свастика выражает тут сам процесс творения, имеющий характер движения по кругу. Каждое вращательное движение в орнаментальных построениях традиционно воспринималось как возобновление Творения в миниатюре. Первоначальный творческий акт - это система концентрических движений вокруг единой точки, а затем оси мира.
Спираль с несколькими исходящими из единого центра ветвями является эквивалентом свастики; отличие состоит в закруглённости углов. Она обозначает круговое движение от точки исхода до бесконечности. Согласно толкованиям пророка Мухаммеда (аяты 81:1-2), свастика в ряде случаев обозначает не только Первичный Творческий Акт, но и завершение цикла Творения - величественный Финал Истории.
Несмотря на видимую разъединенность религий мусульман, христиан и буддистов, их продолжает духовно объединять символ свастики.
Свастика встречается даже в иудаизме
Свастичный символ «Рысич» использован в мозаике пола синагоги Маоз Хаим (Кибуц Маоз Хаим находится в Израиле на 71-м шоссе между Бейт-Шеан и иорданской границей). Свастику «Агни» можно увидеть на полу древней синагоги в заповеднике Эйн-Геди.
Свастика украшала раньше многие синагоги мира, но после Второй мировой войны их по понятным причинам убрали.
Ливан, Баальбек, храм Юпитера