АЛТАЙ – ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ
Бьётся ли сердце Алтая?
Хранителями сокровенных знаний, целителями, а также посредниками между мирами выступали на Алтае шаманы. Они как будто своими бубнами задавали ритм стуку сердца всего Алтая, который эхом распространялся на окружающую природу и сознание алтайского народа. Внешним взглядом шаман может показаться безумцем, отшельником, изгоем или святым. Тут сложно судить, и не это является нашей задачей. Образы людей неоднозначны. Так же, как бывают среди священников и святые, и лицемеры, так и шаманы могут быть фальшивыми и настоящими. И всегда так было, и только чуткость людей могла определить, где истина. К шаманам, действительно, относились по-разному. Самое подходящее сравнение будет, наверное, с юродивыми. Они были настолько странными, что не могли жить наравне с остальным обществом. Их выделял дар, который не может быть отвергнут, но с рождения принимается как зов к служению людям и Богам. Большую часть своей жизни они проводили в путешествии как физическом, так и духовном, выходя на время из своего тела. Делали это по одной причине - чтобы помочь больному человеку. Болезнь означала, что одна из частей человека, одна из душ ушла, что могло случиться, например, во сне или когда человек испугался. В единстве душ были сила и здоровье. Они копились во время жизни в человеке, а к смерти постепенно уходили. Вот и шаман старался найти и вернуть душу в человека во время своего камлания, нахождения в других, более тонких мирах, где вёл диалог с представителями этих миров. Говорится, что настоящий шаман умел трансформировать себя в облик животного, что описывается во многих легендах. Но также, надевая свой сложный наряд, шаман становился духом. Его верным спутником на протяжении всей жизни был бубен, который воспринимался как живое существо. Чем большим количеством бубнов владел шаман, тем был более почтителен. Их у шамана могло быть от пяти до двенадцати.
Шаман, как может, старается корректировать исполнение доли - судьбы, соблюдая меру необходимости и уменьшая меру случайности в жизни человека, тем самым делая его жизнь более целенаправленной, помогая человеку выполнить его предназначение, обрести смысл. Но не надо забывать, кто обучил людей шаманству, кто является истоком, и какие миры, сферы доступны шаману. Говорится, что только великим шаманам удавалось осуществить контакт с Ульгенем, Истинным Творцом.
Шаманизм сложно увидеть чёрно-белым взглядом, ведь много ценных знаний о Природе и взаимодействии человека с ней открывает он современному человеку, который потерял эту тонкую связь, но также несёт много непонятного и отжившего. Ведь сказания и представления о мироздании передавались, в основном, устно, так что каждое поколение имело возможность внести что-то своё. Чаще всего современные алтайцы не имеют понятия, почему соблюдают те или иные традиции, что они означают и откуда взялись.
В настоящее время шаманов можно перечислить на пальцах, но даже это сложно, так как с приходом новой веры - бурханизма, шаманы всё-таки не исчезали, но скрывались, называя себя по-другому и выполняя несколько другие функции.
Название Бурханизм возникло от слова Бурхан - Бог. Это верование превозносило время Ойрот-хана и внесло некоторые изменения в мировоззрение алтайцев, в частности, приношение не кровавых жертв, а вместо них, например, молока. Цветовые акценты Бурхаизма были выражены белым, жёлтым и синим цветом, в которые бывают окрашены ленточки, встречаемые на ветках деревьев по всему Алтаю, а также ожидание спасителя. (Но поскольку эта вера расцвела в начале XX века, то трудно сказать, в какой мере она сейчас распространена).
Современный Алтай переживает, как и, наверное, все народы со старинными верованиями, кризис. Встречаются смутные отголоски шаманизма, бурханизма и староверчества. Православие здесь также полностью не восторжествовало, так как язычество глубоко укоренилось в мироощущении алтайцев, которые всегда были наедине с огромным, необъяснимым природным пространством. Но когда люди так близки природе, у них есть свои знания, своя мудрость и опыт. И, наверное, не так важно, какой религией это назовёшь, если такая вообще существует.
Как и всегда были, так и будут в таких краях люди необыкновенные по своей чистоте и мудрости, приносившие крупицы новых знаний. Например, яснослышащая Антонина Тундинова, которая принимает послания от Елены Рерих, называя их генетической памятью Алтая, продолжая тем самым труд своих алтайских предшественников, опираясь на духовную литературу XIX и ХХ веков. Известным феноменом на Алтае является горловое пение. Один из певцов, Аржан Кезереков, своим пением избавляет от болезней. Он говорит, что волны этого пения сами находят больное место и исцеляют его. Кроме того, он называет наше время временем перемен тупоголовых. О том, что наша планета начинает новый виток эволюционного развития, который сопровождается различными взрывами, уверен исследователь алтайской космогонии Николай Шодоев. «Очень важно, чтобы человек прожил свою жизнь по совести, в гармонии с землёй и небом. Мир, - говорит учёный, - всё Бог, везде, в нас и вокруг нас, духи и иные миры. Природу одухотворяют духи - тонкие энергии, а человека - душа». Тело, по его мнению, состоит из всех стихий, а душа - из положительного отцовского и отрицательного материнского заряда, которые встречаются у ещё нерождённого ребёнка в грудной клетке, тем самым даря душу будущему человеку. И чтобы после смерти подняться на небо, душа человека должна быть чиста, не отягощена грехами.
Случается много чудес на Алтае, такое, как появление исцеляющей, поющей и хохочущей бронзовой статуэтки Белой Тары или необъяснимые большие каменные шары, которые встречаются также в Казахстане, Монголии или в Перу, ну и, конечно, менгиры и святые источники. Конечно, всего не перечислишь, уж слишком богат Алтай тайнами и загадками, за которыми гоняются туристы и исследователи. Кажется, алтайцы всё видят проще. Им не нужны далёкие путешествия в горы, поиски Шамбалы, так как, по высказыванию некоторых из них, Шамбала находится в их сердцах. И до тех пор, пока эти люди будут хранить народные сказания, мифы и гармоничное взаимодействие с природой, веру и свою чистоту, то разве может остановиться биение сердца Алтая?
Вернувшись с Алтая, я сожалела, что не смогла полностью в своё сердце вобрать всё, чем пропитана эта земля, и чем, безусловно, одаривает каждого восприимчивого и чистого сердцем человека. Не смогла, как подсознательно, наверно, желает каждый путешественник, пропитаться атмосферой, суметь откликнуться на временные потоки, идущие из прошлого, осознать, зачем оказалась именно здесь и какой долг должна вернуть этой земле. Не зря же человека с детства тянет та или другая страна, в которую он часто стремится попасть на протяжении всей своей жизни. Такой силой владеют кармические связи, идущие с далёкого прошлого, когда наша жизнь, возможно, оставила яркий и насыщенный, но также, возможно, и тёмный след в истории данного народа. И мы, таким образом, подсознательно собираем крупицы своей души, разбросанной на протяжении веков по всему миру, хотя и не только по этому. И когда человек оказывается на таком месте, то хорошо, если бы сумел откликнуться на все «дежавю», принять и полюбить не только землю, культуру и людей, но и пройти достойно все сложные ситуации, которые почему-то всегда возникают. Такие ситуации, обычно, происходят не просто так. Говорится, что узы кармы вечны до тех пор, пока ненависть не перерастёт в любовь, а так и действительно происходит, осознаём мы этого или нет.