5 ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР
Пертурбации переходных лет
Иммануил Великовский показы вает, что переход от старого календаря к новому не был мгновенным. Более того, эта задержка была связана не столько с неспособностью людей быстро адаптироваться к новым реалиям, сколько с тем, что установление новой продолжительности года происходило не мгновенно, а постепенно в течение какого-то времени. Очевидно, мы имеем дело с ситуацией, когда происходила сразу не одна «быстрая» катастрофа, а целая их серия, и Земля, и Луна ещё какое-то время находились в неустойчивом положении. Дело в том, что для древних людей деление на месяцы имело только один смысл - это были законченные циклы обращения луны вокруг земли, так называемый синодический период её вращения (от новолуния до новолуния). Напомним, что до последней катастрофы год вмещал ровное количество лунных месяцев (12), и только после катастрофы стало очевидно, что ровное количество лунных циклов уже «не умещаются» в один год, и постепенно значение месяца как лунного цикла утратило свой смысл. Но это произошло только спустя какое-то время, пока люди не свыклись с мыслью о том, что понятие месяца стало условным. Однако в первое время после изменения длительности года (и, предположительно, длительности дня) истинное значение месяца не могло быть забыто, и люди продолжали отмерять месяцы по луне, о чём есть множество свидетельств.
Обратим внимание на один интересный факт - изменение вместе с продолжительностью года и скорости вращения Луны вокруг Земли. Об этом нам говорит тот факт, что синодический лунный месяц уменьшился с 30 до 29,52 суток. Всё это тем более интересно в свете того, что между этими двумя значениями лунного цикла наблюдались и другие значения его длины. То есть между 360 и 365,24 днями могли существовать некие промежуточные значения из-за того, что Земля то ускорялась, то тормозилась под влиянием какого-то внешнего фактора. Так, Плутарх сообщает, что во времена Ромула люди «неразумно и неправильно обозначали месяцы» и считали некоторые месяцы по 35 дней, а некоторые ещё больше, «пытаясь придерживаться года из 360 дней», и что Нума, наследник Ромула, исправил ошибки календаря, а также изменил порядок месяцев. Но могло ли быть так, что на самом деле в какой-то отрезок времени цикл вращения луны составлял не 30, а 35 или 36 дней? Как бы это не выглядело необычным, но этому есть косвенное подтверждение. Мы уже упоминали в прошлой части нашего исследования, что неделей (в астрономическом смысле) всегда считалась четверть лунного цикла (сегодня это примерно 7 дней - отсюда и привычная нам продолжительность недели). Кстати, фазы луны и сегодня отмеряются 7-дневными циклами (7 дней и 8 часов). Но тогда при 35 или 36-дневном цикле длина недели должна была бы составить 9 дней. И действительно, девятидневная неделя также имела место во многих культурах (видимо, совсем недолгое время, поэтому память об этом в наши дни не так остра). Вот что пишет Великовский:«Многие учёные обнаружили, что девять дней составляли временной период у многих древних народов: индусов, персов, вавилонян, египтян и китайцев. В религиозных верованиях, литературе и астрологических трудах семь дней и девять дней в равной мере являются обозначением четверти месяца. Римляне тоже сохранили воспоминание о времени, когда неделя составляла девять дней. Переход от семидневной фазы к девятидневной обнаружен в преданиях народов Румынии, Литвы и Сардинии, а также у европейских кельтов, у азиатских монголов и у племён Западной Африки. Следовательно, на основании обширного материала из опыта разных народов мы можем заключить, что в какой-то момент столетия катастроф, в период между двумя катастрофами, Луна вышла на орбиту продолжительностью от тридцати пяти до тридцати шести дней... Эти «меняющиеся месяцы» приходились на начало римской истории. Более того, мы располагаем конкретными датами, вроде «на 33-й день месяца», которые упоминаются на вавилонских табличках этого периода. Таким образом, месяц, который был равен тридцати дням, преобразился в месяц из тридцати шести, а затем из двадцати девяти с половиной дней. Последнее изменение произошло одновременно с изменением продолжительности орбитального обращения Земли до 365,24 дня».
В этой связи становится понятным, почему, согласно «античным» (а на поверку средневековым) авторам, во времена Ромула год состоял из десяти месяцев, а во времена Нумы, его преемника, были добавлены ещё два месяца: январь и февраль. Овидий пишет: «Когда основатель этого города (Рима) приводил в порядок календарь, он предписал, чтобы в году было дважды по пять месяцев... Он издал свои законы, чтобы регулировать год. Месяц Марса был первым, а месяц Венеры вторым...». Гемин, греческий астроном, тоже говорил, что именно Ромул установил год в десять месяцев. Авл Геллий писал в своих «Аттических ночах»: «Год состоял не из двенадцати месяцев, а из десяти». Плутарх замечает, что при его жизни существовало верование, будто римляне во времена Ромула вычислили год «не из двенадцати месяцев, а из десяти, добавив более тридцати дней к некоторым месяцам». А это является прямым свидетельством того, что в какое-то время в году действительно умещались 10 лунных месяцев, и спустя совсем короткое время (ещё при жизни Ромула, как утверждают источники) в году уже умещались не 10 месяцев, а 10 месяцев и дважды по 30 дней, из которых потом уже Нум, наследник Ромула, «сотворил» ещё два месяца так, что их получилось 12, и ещё осталось 5 «лишних» дней. Иначе объяснить появление календаря из 10 месяцев невозможно. Такой календарь, просуществовавший при правлении одного царя, мог возникнуть только на основе реальных наблюдений за солнцем и луной. Очевидно на основе всего сказанного, что понятие «месяц» не было статичным, а следовало за изменениями в движении луны, и при уменьшении длины месяца какое-то количество дней «высвобождалось». Важным также является тот факт, что высвободившиеся дни недолго оставались «бесхозными», они были сформированы в новые два месяца и названы именами виновников всех этих событий: Марса и Венеры, причём они были поставлены в начало года в знак их ключевой роли в изменениях времени. «Март считался первым месяцем при Нуме, а полный год до этого времени составлял десять месяцев», - писал Прокопий из Кесарии, который жил на закате Римской империи. Мы уже упоминали в прошлом номере о том, что в наши дни месяц декабрь является двенадцатым, но на самом деле он был десятым, так как «декабрь» означает «десятый» от слова «декада» - «десять». Так же и сентябрь, октябрь и ноябрь означали «седьмой», «восьмой» и «девятый». Это и есть память о десятимесячном годе, существовавшем в самом начале истории Рима, образование которого совпало с серией мощнейших катаклизмов, а первые годы его существования были ознаменованы глобальными переменами.