Жертвоприношение
Закон жертвы
Тема жертвоприношения привлекает в наше время разве что сатанистов да заблудившихся в андеграунде подростков, убивающих в подвалах бездомных котов. В нашем мире, где религия давно потеряла главенствующее значение, жертва приобрела совсем негативный, насильственный смысл. Когда у человека что-то отняли, он смиряет себя мыслью: пожертвовал. Когда случается трагическое событие, связанное с гибелью людей, опять мы слышим: жертва насилия, жертвами стали...
К сожалению, происходит так, что несмиренное по отношению к Богу человечество стало воспринимать жертву как трагедию, как злой рок, как кровавое преступление, совсем забыв истинное значение этого слова. Это отражает духовное состояние нашего общества, из набора положительных качеств которого почти исчезли высоконравственные слова, однокоренные слову «жертва», такие как «жертвенность».
Мы слышали много раз слово «самопожертвование». Однако кто в наши дни обладает этим божественным качеством? И самое главное: во имя чего человеку в наше время жертвовать?
Ориентиры современного человека так размыты, что самопожертвование считается уделом ненормальных, людей «не от мира сего», юродивых, не понимающих в жизни ничего. Поэтому так исказилось истинное понимание жертвоприношения, поруганного и низведённого до ритуала, применявшегося непросвещенными дикими язычниками, имевшими жестокие нравы. А ведь очень часто это был не жестокий кровавый обряд, а сокровенное таинство общения между человеком и Богом.
Согласно талмуду, Адам принёс первого сотворённого быка в качестве благодарственной жертвы Богу за сотворение себя и сотворение всего мира и всех созданий и в качестве искупления за свой грех.
Жертвоприношение Ноя, которое он принёс после своего выхода из Ковчега, называется «благоухание, приятное Господу» (Быт.8:21).
Для чего всё это делалось, и почему жертва была угодна Богу? Или, другими словами, почему Богу, с точки зрения людей, нужна была жертва? Всё это объясняется тем, что человек живёт не на небе, а на земле, и всегда занят своей жизнью, добыванием пищи, заботой о доме, хозяйстве, детях. Ему некогда думать о Боге, и постепенно человек забывает Бога. Кто-то скажет: ну и что, а зачем нам Бог? Зачем нам помнить о Боге?
А не возникает ли у Бога, смотрящего с небес и видящего такое, естественная мысль: «а зачем мне такой человек, если он хочет жить сам по себе, забыв про Меня, своего Создателя?» И не такое ли поведение человека приводит к планетарным катаклизмам и к гибели отрицающего Бога человечества?
Всё создано Богом, и не может быть ничего вне Бога или без Бога. А если человек решил быть без Того, кто явился первопричиной появления самого человека, то он не может, по сути, дальше существовать. Человек как принцип просто исчезает. И так исчезают материалисты, не верящие в Бога, когда приходит их физическая смерть. Раз они забыли Бога и отождествляли себя с телом, считая, что кроме тела ничего не существует, то и после их смерти ничего не происходит, просто разлагается тело и ничего не остаётся. Был человек - и нет его.
Наши языческие предки жили в единстве с Богами и природой, с землёй и небом. У них не было тёплых квартир, горячей воды из крана, у них не было даже медицинской страховки. Они были открыты воздействию природы на порядок больше нас и были более уязвимы для внешнего мира, чем мы с вами. Они, как говорится, «ходили под Богом», и вера у них была гораздо глубже и даже, можно сказать, осязаемей, реальней. Они видели проявление силы своей веры в каждом событии своей жизни. Они понимали, что человек, не жертвующий ничем, не может и получить от жизни ничего. А получивший и не отблагодаривший Бога не сможет удержать дар и потеряет его.
Если мы думаем, что в современной нам жизни всё происходит в корне иначе, то глубоко ошибаемся. Легко полученное богатство, пусть и законным путём, непременно покинет человека, если он не научится жертвовать и если его жадность не позволит ему поделиться тем, что досталось ему свыше. И даже если мы заработали своё состояние тяжелейшим трудом, то кто дал нам сил, кто дал терпения, здоровья заработать это? Кто создал нас, дав питание, воздух, воду? Чьё это всё? Чья земля, на которой мы работаем, чьё Солнце, которое согревает и даёт нам жизнь? Наверное, после таких раздумий смиренный, добрый душою человек увидит, что не его это все, что он -только мысль Бога, его частица на этой земле, и что претендовать на что-либо большее, чем нужно для простой безбедной жизни - просто грех, который отдаляет от Бога и от счастья его душу.
Действительно, самый счастливый человек - тот, кто не привязан к богатству и не имеет претензий к жизни, а значит, и к Богу. Смирение, наверное, самое важное качество, граничащее с самопожертвованием, когда человек живёт жизнью, угодной Богу. И именно смирение помогает нам глубже всего понять смысл жертвы.
Искренняя жертва невозможна без благоговения, без глубокого почитания Бога, без смирения перед всем, что даёт Бог. А «без Бога и волос не упадёт с головы человека». И значит, без смирения перед обстоятельствами жизни, которые даёт Бог, человек начинает гневаться на Бога и даже проклинать Его. Но Бог поругаем не бывает, а человек просто обрезает пуповину, по которой получает питание свыше, пилит сук, на котором сидит. И тогда ни о какой жертве не может быть и речи. Такой человек уже не подобие Бога, а жалкая пародия, способная творить только зло, только разрушать. Но если человек, вконец намучившись, зайдя в своей жизни в тупик, решит вновь вернуться к Богу, через что он сможет это сделать? Только через жертву. Он должен будет пожертвовать всем в своей жизни, что не соответствует Божьей Воле, что не соответствует Его Законам. Он должен будет оставить всё, что приобрёл, скитаясь без Бога, и только тогда сможет стать вновь Его образом и подобием, то есть обрести вновь жизнь, став настоящим человеком, а не тенью.
Поэтому жертва всегда была очень важна, поэтому ритуал жертвоприношения имел такой глубокий смысл. Это был символ возвращения к Богу, воссоединения с Богом.
Но, конечно, не всё было так радужно, как это кажется в теории. Человечество никогда не было совершенным, всегда между людьми обитали и добро, и зло. И хотя всегда человека по жизни вели высокие, по сути, религии и учения, полученные от Бога, но воплощались они в жизни людей иногда в полные свои противоположности, а часто доводились и до абсурда. А иногда и напрямую под названием добра делалось зло, как это было с крестовыми походами или инквизицией. То же можно сказать и об извращении понятия жертвы, которая в реальности уже не способствовала соединению человека с Богом. Так родились многие кровавые культы, подобно майянским, ацтекским, иудейским.
Подмена понятий происходила во всех религиях. Можно вспомнить, сколько подмен, изменений произошло в христианстве ещё до раскола церкви на православную и католическую, и как христианская церковь далеко отстоит от того, что принёс людям Господь Иисус.
Чтобы понять механизм жертвоприношений и через него проследить эволюцию этого понятия, обратимся к трём мировым религиям, взявшим своё начало на Ближнем Востоке, согласно времени их появления.