Жертвоприношение
Жертва в христианстве
В Евангелии, в отличие от Ветхого Завета, жертве придаётся, если можно так сказать, вселенское значение. Сын Божий Иисус пожертвовал Своей жизнью ради всего человечества, приняв крестную смерть, спустившись в ад и спасши этим человечество, заложив зёрна света в души людей, избавив их от вечного рабства. Для простого же христианина жертва приобрела значение освобождения от грехов: пожертвуйте Богу все свои недостатки, все свои проблемы, и Господь заменит их на радость и счастье. В результате, мы видим, какое многоуровневое значение имеет жертва в христианстве.
Но христианство унаследовало и некоторые рудименты иудаизма, такие как алтарь и жертвенник. В православном храме, например, алтарь занимает самое главное место и является сакральной, недоступной для лицезрения частью храма. Вся христианская служба направлена в сторону алтаря. В алтарной части храма находится престол в виде равностороннего прямоугольника, на котором обычно находится крест и Евангелие. В алтарной части находится и жертвенник или особый стол для освящения, «превращения» вина и хлеба в частицы крови и плоти Христа для совершения причастия (святой евхаристии, что буквально означает «благодарение»). При этом интересно значение причастия: это главнейшее, признаваемое всеми христианскими вероисповеданиями, Таинство, при котором верующие христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Евхаристия ещё называется бескровной жертвой.
Интересно, что в католическом храме жертвенник представляет собою более оформленный вид, чем в православном. В православном храме жертвенником чаще всего является деревянный стол, в то время как в католическом - это массивное каменное возвышение.
Христианство на деле оказалось самой бескровной религией, в ритуалах которой не приносится никаких жертв, в том числе и символических, как, например, в исламе.
Жертвоприношение в исламе
В исламе празднество жертвоприношения неразрывно связано с именем Пророка Ибрахима (Авраама). Ибрахим, безропотно покорившийся Богу и готовый принести в жертву любимого сына, является для мусульман примером абсолютной покорности Богу. Отсюда сам термин «мусульманин», означающий «предавшийся», «покорившийся», впервые примененный Ибрахимом. Быть мусульманином значит быть полностью покорным Создателю.
По сравнению с иудаизмом, из которого исходит ислам, обряд жертвоприношения принял наиболее совершенную и уникальную форму. Оно осталось в исламе как противовес языческим жертвоприношениям, которые были распространены во времена пророка Мухаммеда.
Жертвоприношения в исламе возносятся только один раз в год на праздник Ид-аль-Адха (в России более известный как Курбан-байрам), случающийся на десятый день лунного месяца Зуль-Хиджа и совпадающий со временем окончания хаджа (паломничества к святым местам). Идаль-Адха начинается с праздничной молитвы, совершаемой спустя некоторое время после восхода солнца. Сразу после неё, но не раньше совершается обряд жертвоприношения. В течение четырех дней праздника (с 10 по 13 Зуль-Хиджа) мусульманин, имеющий финансовые возможности, может принести в жертву животное: мелкий или крупный рогатый скот. То есть указывается на то, что жертву приносит только состоятельный человек, который в состоянии купить животное.
Особо в исламе отмечается, что праздник жертвоприношения нацелен не на саму жертву как таковую, а на социальную гармонизацию, на искоренение контрастности и поляризации общества. Ведь мясо не закапывается в землю и не сжигается в языческих жертвенниках, а распределяется среди бедных и неимущих слоев населения. По этому поводу Коран говорит: «Ешьте их сами и кормите тех, кто к вам стыдится обратиться, и тех, кто просит, не таясь» (Сура «Паломничество», аят 36). Традиционно жертвенное мясо делится на три равные части: одна часть - на еду и угощение, другая - про запас, а последняя часть раздается родственникам, соседям, неимущим и нуждающимся.
На одном из сайтов, посвященных исламу, приведены следующие слова: «Языческие жертвоприношения совершались, чтобы насытить и удовлетворить утробу кровожадных богов. Аллах же, Создатель Вселенной - самодостаточен и не нуждается в поклонении, жертвоприношениях и дарах своих творений. Как говорится в Коране: «Ведь ни их кровь, ни мясо их к Аллаху не восходит - лишь ваше благочестие возносится к нему» (сура «Паломничество», аят 37).