Жертвоприношение
Написать эту статью меня побудило изучение истории народа майя, известного своей «кровожадной» религией. Было странно, как религия, почитание богов и благоговейное отношение к ним, посты, молитвы, исповеди могли уживаться с жертвоприношениями, где ключевую роль играла человеческая кровь. Не хотелось делать скоропалительных выводов, ничтоже сумняшеся окрашивая религию майя в черный или белый цвет. Хотелось сперва разобраться и понять саму роль жертвоприношения и смысла жертвы вообще, и потом уже ответить на этот вопрос. И, забегая вперёд, скажу: эта тема оказалась неожиданно увлекательной и привела к изменению моего мировоззрения.
Что такое жертвоприношение в своей истинной сути?
В удивительном научном труде Императорской Академии Наук от 1842 года, составленном Фёдором Шимкевичем, называемом «Корнеслов русского языка», есть интересная информация о слове «жертва». Шимкевич пишет: «Жреть» или «жереть» -глагол, неупотребляемый (церковный) = церковное «жрети» или настоящего времени «жру» - приносить что-нибудь в жертву». Поскольку Шимкевич рассматривает не современный корень «жертв», а старорусский корень «жр», то к этому корню относится, по мнению автора, и слово «жар», которое он поясняет, как: 1. сильная теплота; 2. горячие уголья; 3. сильный порыв духа. Но самое интересное, в заключении автора, использовавшего в своём исследовании 24 языка, имеющих то или иное родство с русским, что слово «жертва» напрямую связано со слово «жар» и с огнём, то есть носит дословное значение «сжигать». Интересно также значение глагола «жрать», который буквально имеет смысл «поглощаться огнём», вспомним хотя бы словосочетание «огонь всепожирающий». Напрямую видно родство и единый смысл этих слов, истинное значение которых в современное русском языке потеряно. Таким образом, жертва - это дар, преподнесенный Богу посредством сжигания, использования стихии огня, что символизирует сильный порыв духа, устремлённый к Богу.
Ещё одно старое русское слово «треба». В древней, ещё языческой Руси места жертвоприношений назывались требами. Позже понятие «треба» перешло в православие, где до сих пор означает любой обряд, совершаемый по просьбе самих верующих (крестины, венчание, панихида, исповедь). Отсюда и «требование», «требовать», то есть в дословном, не изменённом временем понимании (а также в язычестве) - обращаться к Богам с просьбой, молитвой, предлагая Им дар или жертву.
Получается, что любая жертва - прежде всего благодарность высшим силам. Причём жертвоприношение - не только благодарность, но и просьба. Жертву также приносили и в дни лишений, чтобы «умилостивить» богов, выпросить их расположение и поддержку.
Жертвоприношение - это своеобразный разговор человека с Богом посредством самой божественной и возвышенной стихии - огня. Это кодовый язык, имеющий глубоко религиозную, эзотерическую суть. И этот разговор не прерывался никогда: ни во времена благоденствия, ни во времена страданий. Жертва должна была помочь продлить состояние благополучия, а в тяжёлые времена люди надеялись, что благодаря обильной жертве боги помилуют их. Причем, чем тяжелее были обстоятельства жизни, тем более обильная жертва клалась на жертвенник. И это не просто бездумная традиция. На самом деле, это глубокое понимание закона причин и следствий, закона воздаяния, закона благодарности, смысл которых можно примитивно свести к простому пониманию: жизнь исходит от Бога, и всё, что имеет человек, дано ему свыше; и если человек забывает об этом, то получает страдания и лишения, а если чтит и помнит Бога, то имеет достаток и благополучие. Жертвоприношение в этом контексте служит каждодневным напоминанием того, что все мы ходим под Богом, и всегда должны помнить о Том, кто дал нам жизнь и всё, что мы имеем. Это же мы видим и в христианстве в виде десятины, которую каждый христианин должен был приносить церкви, дому Бога на Земле.
Хоть религии, имеющие в своём арсенале обряд жертвоприношения, канули в лету или изменились, но в том или ином виде жертвоприношение наполняет нашу жизнь и сейчас. Причём происходит это не только в религиозной сфере, но и в обычной жизни, во всех её проявлениях.
Значение жертвы в жизни современного человека настолько велико, что мы даже не подозреваем об этом. Мы жертвуем постоянно,не придавая этому особого значения, не беря в сознание этот факт.
Всё в итоге сводится к тому, что жертва - один из фундаментальных законов жизни, без которого невозможно существование самой жизни.