Жертвоприношение
Жертвоприношения в иудаизме
После освобождения из египетского рабства у горы Синай ев' рейский народ принял от Господа Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу жертвоприношений, а также порядок их принесения: это жертва всесожжения, хлебное приношение, жертва благодарности, или мирная жертва, а также жертва за грех и жертва повинности.
Зачем Богу такая классификация жертв и их определённое количество? Может быть, для того чтобы неблагодарный народ Израиля помучился перед Богом и хотя бы так повернулся к Нему и хотя бы так восхвалял его? Понять это мы сможем, если прочитаем немного о жертвоприношениях, принятых в древней Иудее.
Первосвященник приносил в жертву тельца — самое дорогое из жертвенных животных. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин — козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей.
Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:
1.·Представление жертвы. Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
2.·Приносивший жертву возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него;
3.·Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть, поэтому по милосердному установлению Бога разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех;
4.·После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря — роги жертвенника. Это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, следовательно, вина оплачена;
5.·После принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;
Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что за представлением жертвенного животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение жертвы. Священник разрезал тушу животного на куски и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Таким образом, жертва в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали. Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу. Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего жертву.
Жертвами всесожжения были, например, ежедневные жертвы еврейского народа: два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней жертвы.
Хлебное приношение состояло из плодов земли; оно вместе с жертвой возлияния дополняло собой жертву всесожжения. (При жертве возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной жертвы). Хлебное приношение состояло из муки высшего качества, белый цвет которой символизировал чистоту. К этой жертве добавляли ладан, символизировавший молитву; молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста, которое символизирует греховность. Жертву следовало приносить соленой: соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (елей).
Мирная жертва приносилась из крупного скота: быков (волов) или коров - или из мелкого: овец или коз. Ритуал был похож на ритуал принесения жертвы всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, то есть лучшее от жертвы. После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертвенного животного. Эта совместная трапеза была одновременно радостным праздником примирения, символом восстановленного общения с Богом.
Среди мирных жертв различали жертву благодарности, жертву по обету и жертву по усердию.
Назначение жертвы повинности состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба. Обряд приношения жертвы повинности почти ничем не отличался от обряда жертвоприношения за грех, только кровь жертвы наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны.
Как видим из этого довольно большого повествоавания, полностью основанного на Ветхом Завете и являющего собою, по сути, сборник цитат, для чего приносилась жертва и почему присутствовала различная их классификация.
Иудаизм, как самая древняя из монотеистических религий древнего мира Ближнего Востока, отражает дух времени своего создания, не отличавшегося особой гуманностью. В частности, известно и о человеческих жертвоприношениях в иудаизме. Так, согласно Библии, Яхве требует, чтобы все первенцы Израиля посвящались ему (Исх. 34:20; Чис. 3:1213, 40-50). По мнению ряда исследователей, это означает буквально то, что этих первенцев, действительно, приносили в жертву Богу, то есть убивали.