ДЕНЬГИ: мечты и реальность
Деньги - свобода или рабство?
Всю жизнь мы стяжаем хлеб насущный, чтобы прокормить себя, свою семью, вырастить детей, обустроить быт. Но, глядя назад, какую оценку своей жизни мы поставим? Были ли мы в прожитой нами жизни счастливы? Сумели ли вырваться из плена постоянной нужды и необходимости постоянно зарабатывать деньги? Да и вообще, для чего мы жили? Что главным было в нашей жизни? Достигнута ли цель, ради которой мы потратили лучшие годы своей жизни? Для чего мы трудились: только ради получения средств к существованию или ради какой-то действительно высокой цели, которая оправдала себя?
Почему мы поставлены жизнью в рамки, требующие от нас постоянного зарабатывания денег? Нам нужно трудиться, чтобы прокормить себя, семью, чтобы иметь достаточно средств на отдых, досуг, чтобы помогать близким. Мы постоянно вынуждены бегать на работу, на работе, с работы, в магазин, в банк и так далее. У нас остаётся совсем немного времени, свободного от работы. И на что мы его тратим: опять на бег, только теперь чтобы потратить заработанное.
Если же поглубже посмотреть, мы буквально меняем свою жизнь и здоровье на материальные предметы. И за счёт этого обмена держится вся экономическая система сегодняшнего мира. Несправедливость мира держится именно на этой разнице между отданным нами бесценным здоровьем, невосполнимым временем и тем денежным эквивалентом (бумажками), которые мы получаем на руки, чтобы потратить их опять же на поддержание своей работоспособности, чтобы быть полезными бесчеловечной системе, которая потребляет нас, живя за счёт нас. Как мы видим, этот обмен чудовищно несправедлив: мы отдаём нечто вечное, бесценное, а приобретаем малое и сиюминутное, тленное. Работая не за идею, не за высокую цель, а за зарплату, мы по сути совершаем преступление перед своей душой, закапывая себя живьём в землю. Осознавая ужас этого, рабовладельческий строй и крепостное право кажутся честнее по отношению к человеку, когда по крайней мере истина лежала на поверхности и не была прикрыта фиговыми листками, типа деклараций прав человека или конституций. Если посмотреть глубоко в суть системы современного капитализма, проявляется вся скрытая демоническая сущность потребления человека, уничтожения его истинной человеческой природы и практически ничем не прикрытый процесс создания человека бездумного, бессознательного, бездуховного, человека-потребителя.
Неужели никогда у нас не возникала мысль: а должно ли так быть? Что за адская машина по изматыванию человеческих ресурсов пользуется нами? Не замечали ли мы, что являемся только её винтиками, которые, в своё время изношенные, выбрасываются и заменяются новыми? Неужели возможно с этим смириться?
Мы миримся, потому что не знаем выхода, не ищем его, а только оправдываем себя мыслью: так устроен мир, не я его придумал, не мне его и менять. Да и возможно ли изменить мир?
Меня, например, с детства мучили такие мысли. Я всё время думал, что, когда вырасту, буду работать совсем немного и только в удовольствие, а большую часть времени путешествовать. Ведь не мог Бог придумать жизнь такой ужасной, значит, это рабство не должно существовать, значит, это рабство - всего лишь болезнь общества, а не его естественное состояние.
Не скажу, что хотел праздно проводить жизнь, нет, хотел просто быть свободным. Для меня свобода была важнее всего остального. Я до сих пор не переношу мысли о том, что должен быть всего лишь винтиком и тратить половину своей жизни на то, чтобы добывать средства только для того, чтобы иметь возможность существовать. Я был всегда уверен в том, что человек не должен быть таким безрассудным, чтобы даже не пытаться искать выхода из этого положения. В своих мечтах я всегда был свободным хозяином своей жизни, легко управляющим ресурсами, достаточными для безбедной жизни не только моей, но и всех, кто меня окружает. Я не мог смириться с тем, что буду служить за подачку какому-то дяде, быть рабом в чьей-то конторе, от которого требуется только труд и полное послушание. Это страшно угнетало, было против моей природы. Гонимый нуждой, я всё-таки шёл на такую работу, но проходило время, и ничто не могло удержать меня там: я чувствовал, как угасает моя душа, и ноги мои не шли туда больше. Я всегда знал, что свобода мне важнее всего остального, и что если придётся выбирать между работой и достатком, и свободой и безденежьем, я скорее выберу второе. Я знал, что буду счастлив вне зависимости от своего достатка, но только от ощущения внутри истинной свободы от угнетающей несправедливости нашего мира.
Но как достичь такой свободы, чтобы при этом оставаться достойным, обеспеченным человеком, уважающим себя, и которого бы уважали другие? Реально ли это? И как при этом не потерять свою душу и свои человеческие добродетели, но ещё и развить их?
Кто, имея хлеб в корзине, спрашивает: что я буду есть завтра? - принадлежит к маловерующим.
Талмуд
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои, построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Лк. XII, 16-20