ДЕНЬГИ: мечты и реальность
Так как же выйти из-под власти несправедливой мировой системы?
Сначала увидим, как человек становится рабом экономической машины, как попадает в её мясорубку, и тогда мы увидим выход, путь обратно.
Экономика рыночной системы основана на том, что она должна не просто производить продукцию, но с каждым годом производить всё больше, чтобы быть достаточно прибыльной, чтобы платить проценты тем, кто выдаёт ей кредиты. Поэтому для экономики очень опасна рецессия - уменьшение ВВП - суммарного производства товаров.
Вся экономика построена на принципах кредитования. Предприятие берёт средства на развитие у банка под определённый процент, а банк в свою очередь берёт эти деньги в центральном банке и тоже под определённый процент, называемый ставкой рефинансирования. Получается, что прибыль от производства на предприятии, взявшем кредит, должна быть больше, чем проценты по кредиту. А в условиях постоянной ценовой конкуренции, когда производители борются за рынки сбыта, единственным выходом, кроме уменьшения издержек, является увеличение продаж, а значит, и производства. А если производство не смогло вырасти на необходимый процент? Предприятие не может выплатить проценты по кредиту и вынуждено увольнять «лишних» рабочих, уменьшать заработную плату, продавать себя по частям, просить помощи у государства либо прекращать свою деятельность, то есть объявлять банкротство. Это снова потеря рабочих мест, дальнейшее падение спроса, дальнейшее сокращение производства и так далее, до той точки, пока экономика просто не встанет. И только очень доходные сферы экономики, обслуживающие жизненно важные потребности людей, могут оказаться невредимыми. Вспомним, отчего всё это происходит: только оттого, что просто сокращается рост производства. Не общий объём его, а именно рост. Таким образом, стабильная экономика, не увеличивающая сама себя в объёме, а тем более регрессирующая, по законам рынка не жизнеспособна. Значит, принципом выживания существующей модели мировой экономики является одно - увеличение спроса. Но как этого добиться? Как заставить человека больше покупать? И тут в работу включаются уже не сами полезные качества товаров, из-за которых мы и покупаем их, но на нас начинается воздействие другого рода - психологическое, эмоциональное.
Если вещь нам необходима - нравится она нам или не нравится, мы всё равно её купим. Но этого мало. Производитель должен продать больше, чем нам действительно надо, и в ход идёт реклама и более жестокие методы воздействия на психику, причём такие, что мы даже не подозреваем, что они как-то связаны с экономикой. Среди этих инструментов: формирование определённой моды, стиля, стереотипов о нормальной жизни, культ успешности, формирование мировоззрения и даже нравственности. Вернее, в первую очередь морали и нравственности. И всё это происходит не по воле общества как такового, но посредством глубоко сросшихся с ним отработанных десятилетиями технологий, которые работают безотказно.
Разбросайте на улице орехи и пряники - сейчас же прибегут дети, станут подбирать их, подерутся между собою. Взрослые же не станут драться из-за этого. А пустые скорлупки и дети не станут подбирать. Для меня деньги, должности, почести, слава - те же скорлупки и детские сласти. Пусть дети подбирают их, пусть бьют их и гоняют из-за этого, пусть они целуют руки богачей, сановников и их прислужников, для меня все это скорлупки. Если случайно ко мне в руки попадет какой-нибудь орех, почему же и не съесть его? Но нагибаться для того, чтобы его поднять, бороться из-за него, свалить кого-нибудь с ног или самому свалиться - не стоит из-за таких пустяков.
Эпиктет
Что такое здоровье, мода, стиль, мировоззрение? Для тех, кто стоит за рулём экономики, это банальный рынок лекарств, одежды, автомобилей, парфюмерии, недвижимости. Мы ни разу не задумывались, под чьим влиянием они формируются? Кто стоит у истоков потребленческого мировоззрения? Ведь не возникло же оно само по себе, кто-то должен тайно или явно получать из этого выгоду.
Если бы в сознании большинства не было стремления к «улучшению» жизни, то есть к обогащению, разве могла бы существовать капиталистическая экономика?
В сознании общества как догма присутствует мысль: надо стремиться к большему. Если есть возможность, надо купить вещь подороже. И если человеку дать много денег, он сразу же их потратит или будет копить на что-то ещё большее. Так сформирована человеческая психология. Даже если человек понимает, что ему не нужна дорогая вещь, что она только будет мешать, он всё равно её купит, потому что обладание чем-то дорогим является какой-то навязчивой идеей. И так во всём. Получается, что человек - раб и, сам не подозревая об этом, считает потребленческую психологию свойством истинной человеческой природы. Но так ли это? Сильно ли нужно человеку больше, чем будет реально полезно для его жизни?
Каждый понимает, что это игра во все тяжкие, но тем не менее каждый, попав в эту игру, уже не выходит из неё либо выходит обесточенным, больным как физически, так и эмоционально. Значит, необходимо бороться с этим, замечать эти проявления в себе и пытаться увидеть, в чьи ворота идёт игра, и хочу ли я участвовать в этой игре и быть игрушкой в чьих-то руках? Ведь получается, что мы, работая всю жизнь, покупаем, по сути, ненужные нам вещи, а раз вещь не нужна, или не нужна такая дорогая, как нам внушили, значит, мы потратили наши силы, время, здоровье зря. Мы могли бы сохранить бесценные годы своей жизни на нечто действительно важное, но нас просто обманули, внушили нам, что иметь дорогую машину престижнее, чем маленькую, и мы, как малые дети, поверили. Мы можем ни разу не воспользоваться вместимостью своей большой машины, но зато для нас важнее, что скажут другие, что подумают. Мы отдали деньги за пустоту, за чью-то корыстную выдумку, за обман, в который поверили сами.
Для счастья человеку не нужно много. Счастливый человек - не тот, кто удовлетворяет всеми способами свои непомерные желания, но тот, кто не имеет этих желаний. Свобода от желаний - истинная свобода, когда у человека остаются только потребности.
Желания формируются не нами - они оружие в руках беспощадной экономической машины. Потребности - это то, что нам действительно необходимо: еда, дом, свобода перемещения, творчество. И если мы не берём себе от жизни лишнего, то мы свободны. Тогда мы не жертвуем детьми и семьёй ради карьеры, не тратим свою жизнь впустую. И даже если нам случится выиграть в лотерею, мы будем понимать, что деньги не могут принести нам счастья, но могут помочь тем, кто тратит всё своё время на поиск элементарного: еды, жилья. Мы понимаем, что не можем быть счастливы, если вокруг кто-то страдает. Мы будем понимать, что мы - единое человечество, и что так связаны все, что любой искусственно созданный рай, ограниченный высоким забором, рано или поздно развалится и обратится бедой, так как противоречит самой природе человека, его божественной сути.
Важна именно внутренняя свобода - решимость больше не играть с системой. Но это не значит, что мы при этом уходим от жизни или бежим от общества. Нет. Мы просто знаем правила чужой игры и не играем в неё.
Конечно, такая свобода не полна, если мы продолжаем зависеть от кого-то, кто даёт нам деньги за наш труд, кому мы продаём себя в обмен на зарплату, потому что тогда мы всё равно являемся звеном всё той же разрушительной экономической машины, хоть и знаем все её ухищрения. Полная свобода -когда мы делаем дело своей жизни, как это делают преданные душой своему делу музыканты, врачи, педагоги, сами формирующие свою жизнь. Если нам судьба не дала стать работником творческой профессии, как найти своё призвание, быть свободным и при этом иметь доход? Тут, конечно, каждый находится в обстоятельствах, которые предоставила ему жизнь, но необходимо помнить главное: «Если работа для вас главное, а плата — вещь второстепенна, то вашим господином является труд и его творец — Бог. Но если работа для вас вещь второстепенная, а главное плата, то вы рабы платы и творца ее — дьявола». (Джон Раскин)
1. Думаете ли вы, что хоть одна женщина стала когда-нибудь лучше от того, что имела брильянты? А между тем, сколько женщин стало низкими, развратными и несчастными от желания иметь брильянты! И стал ли хоть один мужчина лучше от обладания сундуками, полными золота? А кто измерит все зло, совершенное для того, чтобы наполнить их? ...
2. Никогда не ищите удовольствия, но будьте всегда готовы находить во всем удовольствие. Если ваши руки заняты, а сердце свободно, то самая ничтожная вещь доставит вам своего рода удовольствие, и вы найдете долю остроумия во всём, что услышите. Но если вы обратите удовольствие в цель вашей жизни, то настанет день, когда самые комические сцены не вызовут у вас истинного смеха.
Джон Раскин