КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ, Лирика материнства
Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. Особо специалисты рекомендуют петь их детям с перинатальной энцефалопатией (нарушения функции или структуры головного мозга), сопровождающейся синдромом общего угнетения, с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии (уменьшению частоты сердечных сокращений), с нарушениями моторики кишечника, а также рождённым раньше срока и с малым весом. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов).
«Данная музыкотерапия уникальна по своему воздействию, - рассказала «Итогам» автор исследования, доктор филологических наук, профессор Ирина Карабулатова. -Если для ребёнка она проходит в рецептивной форме, то для матери - в активной и сочетается с эмоциональной разрядкой, облегчением осознания собственных переживаний. Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов».
Как рекомендуют специалисты, исполнять колыбельные нужно 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.
Современные учёные-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны однозначно оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Ритмически организованные формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и как раз являются такими формулами, по большому счёту, напоминают магическое средство для достижения различных практических целей.
Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. «Мать сначала создаёт у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передаёт ощущения ребёнку, - рассказывает Ирина Карабулатова. - Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). Благодаря чёткому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребёнка».
Пение колыбельной преследует единственную цель - усыпить ребёнка, поэтому мелодия используется однообразная, зачастую монотонная. Ребёнок реагирует прежде всего на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и, по большому счёту, не так важно, кто поёт для него колыбельную: мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - петь от души. А для того чтобы выйти на необходимый тембр звучания, специалисты советуют представить и воспроизвести нежно-восторженный, ласкающий выдох
ртом, так называемое шепотное дыхание. Для того чтобы ощутить его, попробуйте выдохнуть тёплый воздух на ладонь и запомнить это ощущение. В принципе, точно так же нужно поступать, читая детям сказки на ночь. Это та же музыка, только в словесной форме.
«В основе восприятия человеческим организмом музыки лежит воздействие биологически активных веществ на определённые структуры мозга, - рассказывает кандидат филологических наук Елена Ермакова. - И, как отмечают педиатры, наиболее мягкое, щадящее воздействие оказывает именно исполнение колыбельных песен. Нанизывание вымышленных образов воздействует на маленького человека как психотерапевтическая метафора, погружающая развивающийся детский мозг в трансовое состояние».
«Новорождённый человек первым произносит слово «мама». И от этого слова начинается его жизнь, она начинается строиться со слова «мама». С любви матери и любви к ней ребёнка, от гармоничных отношений между ними начинается развитие духовного сердца ребёнка».
Exodus, Рождение Атлантиды
Спят усталые игрушки
Слова З. Петровой, муз. А. Островского
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: Баю-бай!
В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться
И поймать перо жар-птицы.
Глазки закрывай: Баю-бай!
Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит
Дрёма возле нас.
За окошком всё темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай: Баю-бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай: Баю-бай.
Тюменские исследователи провели ряд ассоциативных экспериментов, которые должны были выявить фоносемантику текстов песен для малышей. Так, известно, например, что каждый звук соответствует определённому физическому колебанию. Когда все звуки сведены воедино, они вызывают определённые изменения в головном мозге слушающего. Таким образом, можно наблюдать, как текст той или иной песни влияет на ребёнка. Данные с датчиков, прикреплённых к голове, снимаются и обрабатываются при помощи специальной программы «Словодел» на компьютере. Вся информация отображается в виде определённых цветовых спектров. Каждый цвет соответствует той или иной высоте и частоте звука. Ритмы альфа, бета, дельта и тета являются показателями того, на каких длинах волн данный текст воздействует на мозг. Например, ритмы альфа и бета -это состояние физической и умственной активности, дельта - глубокой расслабленности и сна, а тета - это изменённое состояние сознания.
Выяснилось, что в большинстве своём механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Измерение ритмов мозга в момент восприятия текстов колыбельных, проведённое тюменскими исследователями, показало синхронную реакцию биопотенциалов в разных отделах мозга, преобладание работы правого полушария и высокую частоту в диапазоне дельта-ритма.
Казалось бы, такие незатейливые строки: «Баю-баю-баю-бай, / Поскорее засыпай, / В лес по ягодки пойдём. /Софья, ягод набери, /Папу, маму накорми, / На комодичек поставь, / Дедке, бабушке оставь». Анализ ритмов мозга показывает, что этот текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность, внимание. Участники исследования проанализировали, таким образом, свыше 100 колыбельных песен. Среди них, как правило, наиболее часты тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зелёного цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.