МАРИЯ МОНТЕССОРИ. Навстречу детям
К написанию этой статьи меня подтолкнула моя работа, связанная с детьми, которая приоткрыла неизвестную мне доселе часть мира человека, а также новые грани науки и психологии. Благодаря своей работе я соприкоснулась с миром раннего детства, миром «маленьких людей», как Христос называл детей.
Все мы когда-то были детьми, но я, например, почти ничего не помню до своих пяти лет. Как известно, это самый насыщенный период жизни, что касается остроты восприятия мира и тонкости ощущений, и он должен быть самым необыкновенным и прекрасным временем. Та пустота в памяти об этом времени скорее всего является результатом деятельности человеческого мозга, который вытесняет из памяти сильные болезненные переживания во время рождения, а также в ранние годы жизни. Как это ни странно, мир ребенка малопонятен взрослым, хотя все мы родом из детства. Дети - потенциальные отцы и матери человечества, поэтому период детства является самым важным в формировании человека. Другими словами, если мы болеем за будущее человечества и озадачены вопросами его оздоровления, необходимо приложить наши устремления и силы к воспитанию детей.
Всех великих людей, философов, писателей и мыслителей на протяжении всей истории волновала судьба человечества, и многие искали причины болезней людей в их раннем детстве. В данной статье речь пойдёт об одном из них - итальянском педагоге и враче Марии Монтессори. Она родилась в 1870 году, её идеи прошли проверку временем и ничуть не устарели до сегодняшнего дня. Развитие этих идей в XX веке из-за двух мировых войн было приостановлено и нашло своё возрождение в России лишь в 90-х годах.
Мария Монтессори была первой женщиной-итальянкой, окончившей курс медицины, и одной из первых обладательниц учёной степени доктора наук. У неё было видение или сон, в котором ей явился апостол Павел и рассказал о её грядущей миссии по формированию совершенно нового отношения к детям. Мария ещё при жизни стала миссионером нового восприятия ребёнка, оставив после себя по всему миру множество школ и детских садов, придерживающихся её системы. Изучая её труды, чувствуешь, что росла она в христианской среде, но как истинный учёный была открыта новым знаниям. Например, она была подвержена сильному в то время духовному течению, соединяющему науку с религией, антропософии и теософии. Бесспорно, поездка в Индию и встреча с Ганди также оказали влияние на формирование её мировоззрения.
В 1907 году была открыта первая школа Марии Монтессори в Риме, сама она назвала это место не школой, а Домом ребёнка. В этом заключалось одно из главных отличий от привычной системы фронтального преподавания, когда центром класса является учитель перед доской, а дети сидят неподвижно и тихо, как солдатики. Вместо этой «тюрьмы» Мария предложила детям свободу в тёплой и творческой атмосфере дома, о которой дети в то время могли только мечтать. В основу своей методики она положила веру в самоценность каждого ребёнка, в его естественную радость от процесса обучения, в благотворность детского стремления к самостоятельности и познанию. Предложенная ей методика основывалась также на научном наблюдении сенситивных периодов, которые проходит в своём развитии каждый человечек без исключения, и в создании особой среды, которая помогала бы ребёнку в максимальной степени реализовать свои внутренние потребности, возникающие в каждом из этих периодов.
Сенситивные периоды начинаются ещё в утробе матери, а после рождения, как известно, лишь в течение первых трёх лет возможно существенно повлиять на развитие ребёнка. Трёхлетний ребёнок предстаёт уже сформировавшейся личностью, хотя процесса её становления мы часто даже не замечаем. Взрослые только переглядываются и спрашивают друг друга: «Как это? Только что лежал и ничего не говорил, а тут вдруг бегает и всё знает, и настойчиво требует того, чего хочет!» Родители не могут признать того факта, что их маленький ребёнок - личность, из-за своей гордыни и желания распоряжаться судьбой ребёнка и дальше; это ведет к развитию конфликта в отношениях между взрослыми и их детьми. Избежать этого можно, если, начиная с возраста трёх лет, дать ребёнку внутреннюю свободу и только помогать ему познавать мир, а не вести за собой «на верёвочке».
Первыми учениками Монтессори стали умственно отсталые дети, которых она, как врач, стремилась защитить от жестокости окружавшего их мира. Вспомните, это время было крайне жестоким даже для физически и психически здоровых детей. В большинстве своём дети того времени были лишены каких бы то ни было человеческих прав, понимания со стороны родителей и общества в целом. Часто детей воспринимали как нечто мешающее, что не приносит никакой пользы, а висит на шее у родителей и государства. С таким отношением можно встретиться и сейчас - в XXI-м веке. Как ни странно, мало что изменилось за сто лет в восприятии детей взрослыми.
Но вернёмся в Дом ребёнка.
Результатом эксперимента Марии Монтессори стало то, что так называемые «идиоты» опередили в своём развитии здоровых сверстников по всем направлениям, что стало сенсацией. После этого Мария стала заниматься с «нормальными» детьми, чтобы узнать, на что способен обыкновенный ребёнок.