КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ, Лирика материнства
Есть множество колыбельных, написанных скорее о детях, нежели для детей, и мало доступных пониманию ребёнка: это песни исторического содержания, религиозного или описывающие скорее «мир матери», чем «мир ребёнка», её переживания, настроения. Вспомните, например, песню в исполнении Булановой, где мама, обращаясь к сыну, в колыбельной рассказывает о своём одиночестве. Есть и такие колыбельные стихи, в которых описаны очень личные переживания автора или просто красивые стихи о ночи. У всех колыбельных стихов есть, как правило, сходство: все сложные предложения разделены на простые, есть повтор одних и тех же слов. Немецкие учёные в ходе ряда экспериментов выяснили, что записи народных колыбельных песен имеют успокаивающий и лечебный эффект гораздо более сильный, чем авторские колыбельные. Поэтому в первые годы жизни ребёнка ему лучше всего петь фольклорные песни. Детям постарше необходимы колыбельные песни и стихи самые разные, чтобы ребёнок видел образы, запоминал слова, развивал память, речь и фантазию. Вы спросите, стоит ли развлекать ребёнка перед сном, не будут ли мешать его засыпанию рассказываемые стихи и нагруженные смыслом песни? Стоит. Ведь дети постарше реагируют уже не только на мамин голос, но и на сам ритуал. Чтение стихов на ночь успокаивает ребёнка и готовит ко сну. Естественно, не надо декламировать колыбельные стихи громко и с выражением, ведь это всё-таки колыбельные. Детям можно пропевать и читать любые хорошие стихи, а не только объявленные автором как колыбельные. Что даёт это малышу? Мелодика стихотворения, ритма, упорядоченность рифмованного текста буквально магическим образом действуют на малышей. Они очень чутко воспринимают ритм и рифму поэтического текста.
Любые стихи развивают внимание и восприятие благодаря эмоциональному наполнению, которое в стихотворениях всегда присутствует в избытке. Ребёнок получает эмоциональный опыт, соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому мы часто не помним стихи из школьной программы, выученные нами сознательно, но почти каждый человек помнит стихотворения и колыбельные песни из своего детства.
Вотличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, который благотворно влияет на растущий организм. Поэтому сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием по животику, и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.
Можно ли читать детям колыбельные стихи и петь песни из взрослого репертуара? Психологи утверждают, что нужно и даже необходимо. Порой совершенно непонятное слово может нарисовать в голове малыша сильные и глубокие поэтические образы. Известный литературовед и поэт Олег Николаевич Михайлов так описал свои детские впечатления:«Больше всего просторы для моего воображения давали не понятные, а «странные» фразы и стихотворения. То были случаи искажённого восприятия поэтического текста, который скороговоркой выпевал отец: И колокольчик - дар Валдая - Звенит уныло под дугой. Сколько странных, необъяснимых ощущений вызывала эта воспринимаемая мною как в игре «испорченный телефон» строка!..» И когда взрослые объяснили, что слова «дарвалдая» нет и быть не может, то мальчик был очень разочарован. Очень похожие воспоминания и у Марины Цветаевой: «Когда мать не спрашивала, я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятными». И подобные фантазии, которые появляются на основе не слишком понятных стихотворений, свойственны не только особо талантливым от природы детям, но и практически всем дошкольникам. И эти первые детские фантазии просто необходимо хранить и лелеять! Замечательный детский поэт Вадим Левин считает, что «уже к младшему школьному возрасту многие дети утрачивают интерес к поэтическому слову и к поэзии и ограничиваются заимствованными из речи взрослых речевыми штампами».
Поэтому, чтобы не прививать ребёнку штампы, давайте разъяснения только в том случае, если он этого попросит. Конечно, излишне впечатлительным и тревожным детям не стоит читать на ночь грустные, не слишком понятные стихи. Это может вызвать страх и тревожные сны. А если с малышом всё в порядке, то он с удовольствием послушает и о тяжёлой судьбе матери-казачки, и жалобы на жизнь матери-одиночки, и задумается о том, чья же это мать из колыбельной Бродского призывает сына привыкать жить в пустыне. И пусть поймёт это как-то по-своему, по-детски. Он поймёт, не сомневайтесь.
Читая детям колыбельные стихи, написанные известными русскими поэтами, не ленитесь сообщать детям имена их авторов. Пусть малыш лучше не знает, как называется тот или иной стих, но точно знает кто его автор. Конечно, не стоит петь ребёнку исключительно взрослые песни и читать такие же стихи на ночь. Нельзя забывать, что дети есть дети, и сейчас, к счастью, есть множество источников, где можно найти замечательные фольклорные авторские колыбельные для «мира детей». И в силах взрослого сделать этот мир огромным, разнообразным и очень интересным.