ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ и школьная успеваемость
Дети «индиго» - амбидекстры
У одних из них доминирует «леворукость», у других - «праворукость». Новые дети по своей природе наделены гениальными способностями, высоким сознанием. Раскрытие клеток головного мозга у них составляет 13-15%, в отличие от общепринятых для человечества 4%. Если у большинства взрослых преобладает последовательное, линейное мышление, то у детей оно многомерное. Поэтому им легко удаётся играть в компьютерные игры, ориентироваться в навигации мобильного телефона. Они способны схватывать материал «на лету» при условии, что данный материал им интересен, а изучение материала приносит радость, удовлетворение.
Приведу наглядный пример. Моей дочке во втором классе было задано выучить длинное стихотворение. Ей удавалось с трудом запомнить строки. Я, в свою очередь, старалась помочь процессу запоминания, предлагала представить в образах материал стихотворения, строила логические схемы. В общем, после некоторых мучений, стих был выучен. Но дочь всё-таки не была до конца уверена в своих силах. На следующий день, встречая дочь из школы, я поинтересовалась, получилось ли у неё рассказать стихотворение. Ответ был удовлетворительным. Но, что самое забавное, рядом стояла мама одноклассницы моей девочки, она была очень удивлена, так как ничего не знала о задании выучить стих. Маму тут же успокоила её дочь, сообщив, что тоже хорошо рассказала стихотворение, прочитав его один раз перед уроком! Дома я поинтересовалась у своей дочери, почему мы с ней учили стих намного дольше одноклассницы. На что услышала вразумительный ответ дочки: «Просто Катя любит стихи, а я нет».
Ещё один немаловажный момент. Психологи, работающие с детьми над проблемой школьной успеваемости, считают, что мозг детей в настоящее время стал созревать медленнее. Это период с 5,5 лет до 14 лет. «Незрелый» мозг ребёнка в школе должен воспринимать огромный объём информации, и не каждый ребёнок может справиться. Не стоит забывать, что, помимо школьных нагрузок, ребёнок проводит время у телеэкрана, у компьютера, в транспорте, различных кружках, а также общается с семьёй, занимается с репетитором. Родителям стоит задуматься над распорядком дня, недели своего ребёнка. Как правило, излишняя загруженность может привести к нервным срывам, неврозам, психосоматическим заболеваниям, отвращению к учёбе.
Кроме того, специалисты отмечают у детей кратковременное отключение внимания, а в некоторых случаях и сознания. Незрелость головного мозга и информационные перегрузки приводят к крайнему истощению нервной системы по типу «парабиоза Н. Е. Введенского» с его уравнительной и парадоксальной фазами.
Уравнительная фаза в деятельности мозга — это когда сильный и слабый сигналы воспринимаются одинаково. Парадоксальная фаза — сильный сигнал воспринимается как слабый, а слабый как сильный. Родители знают, что кричать на ребёнка в таком состоянии бесполезно. Он как бы «не слышит». Или, наоборот, на уроке малейший шум очень отвлекает ребёнка.
Новые дети имеют регулярные кратковременные выключения сознания по типу absans (лат.). Причём, изнутри для них такие выключения незаметны. Если сравнить мозг с компьютером, ситуация напоминает нажатие кнопки «reset», то есть быстрая перезагрузка. В этот момент мозг ребёнка отдыхает и восстанавливает силы.
В последнее время учителя озабочены проблемой чтения у детей начальных классов. Да, эти дети имеют трудности в чтении, и иногда очень серьёзные, вплоть до дислексии (с трудом понимают прочитанное), и даже алексии — полное непонимание прочитанного текста. Процесс чтения связан с большими энергетическими затратами, быстрой истощаемостью мозга и общей утомляемостью. Поэтому ребёнок всячески избегает читать самостоятельно. Число таких детей растёт...
В России 95% детей имеют выраженные родовые повреждения шейного отдела позвоночника, в других странах этот процент ниже. Самый низкий процент — у детей Китая и Юго-Восточной Азии, в связи с иными технологиями родовспоможения. Дислокация шейных позвонков приводит к стойкому нарушению кровоснабжения головного мозга, проявляющемуся, в частности, вегето-сосудистой (нейроциркуляторной) дистонией. Вегето-сосудис-тая дистония - это, в том числе, колебания внутричерепного давления то выше, то ниже корпорального (телесного). Отсюда полярное поведение ребёнка (от полного спокойствия, бездействия до агрессивных выпадов или бега по дому до изнеможения).
Таким образом, мозаичное, неравномерное созревание головного мозга; информационные перегрузки, приводящие к нервному истощению; наличие амбидекстрии, которая на раннем этапе развития ребёнка является препятствием (а в дальнейшем будет преимуществом); различные признаки нарушения внимания, вплоть до его кратковременного выключения являются объективными факторами школьных трудностей у современных детей.
Всё вышеперечисленное приводит к низкой эффективности обычного репетиторства и старых методов преподавания.
Если до 15 лет ваш ребёнок, ввиду незрелости мозга, испытывал определённые трудности в обучении, то после 15-16,5 лет оба полушария начинают активно работать, поэтому учиться становится легко. Недостатки амбидекстрии школьной поры становятся достоинствами юношества. Подростки начинают утверждать, что могут думать о двух проблемах одновременно. Иными словами, подростки имеют в потенциале выдающиеся способности. Разумеется, при условии их реализации.
Так называемое «медленное созревание головного мозга» не что иное, как показатель иной работы полушарий мозга. Скорее, эти особенности можно назвать спокойными реакциями мозга современных детей. Просто уровень развития этих детей выше и большинству взрослых, с их старыми мерками и принципами обучения и воспитания, непонятен.