ВО ЧТО ВЕРИМ?
Истинная вера человека направлена не на то, чтобы доставить ему покой, а чтобы дать ему силы на труд.
Джон Раскин
Горе людям, не знающим смысла своей жизни; а между тем уверенность в том, что этого нельзя знать, так распространена между людьми, что они даже гордятся, как мудростью, тем, что не желают знать этого.
Паскаль
Блез Паскаль(1623—1662) — французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Учение Божие уподобляется воде: как вода, оставляя высоты, скопляется в низинах, так и учение Божие воспринимается только людьми скромными.
Талмуд
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Мф. VII, 13-14
Свобода веры
Принадлежность к любой высокой в своих идеалах религии ещё не гарантирует благо этой религии для человеческой души, как наличие зерна в руке не гарантирует получение урожая. В то же время, от качества зерна урожай зависит в первую очередь. Поэтому вера должна обладать высокими идеалами, чтобы человек смог реализовать свой, заложенный в него Создателем, потенциал, энергию своей души.
Человек вправе сознательно выбирать, во что ему верить, и этот выбор не должен носить наследственного характера и не должен формироваться под прессингом общества, чтобы не травмировать душу человека с детства отсутствием свободы выбора. Наследование вероисповедания по рождению во все времена ограничивало человека, создавая определённый надрыв в обществе, что приводило к известным событиям, когда основы довлеющей религии или учения со временем подрывались и заменялись разными подпольными течениями. Хотя роль Церкви в царской России трудно переоценить и она во все времена являлась духовным оплотом нации, но нетрудно предположить, что с приходом к власти большевиков на церковь не устраивались бы такие большие гонения, если бы она не была единственным определяющим духовность принципом в России, реальной альтернативы которой у людей просто не было.
Вспомним, какое гонение Церкви было на Льва Толстого только за то, что он решил самостоятельно трактовать Евангелие, а не так, как делали это священники того времени, хотя ничего дурного он не говорил, но только стремился вернуться к истокам христианской веры.
Любой абсолютизм, религиозная нетерпимость, нежелание «делиться» душами людей обрекают доминирующую религию в исторической перспективе на унижение, как это было с православной церковью в начале прошлого века. Абсолютная власть одной религии, жестоко карающей тех, кто ей не подчиняется, становится неустойчивой и в итоге сама рождает противостояние. Это видно на примере ислама. Хотя кажется, что ислам силён и на протяжении полутора тысячелетий владеет Ближним Востоком, однако это видение обманчиво. Ислам - религия, включающая в себя десятки течений, из которых главные: шиизм, суннизм и суфизм. И эти ветви, имея общий корень - Коран - являются сектами распавшейся сразу после смерти пророка Мухаммеда единой религии. Это можно отнести и ко всем мировым религиям, которые не смогли сохранить чистоту своей первоначальной идеи.
Если бы человек мог сам выбирать религию или учение, которому он хотел бы следовать, и не имел бы давления со стороны своих родителей или общества, то все конфликты на религиозной почве не имели бы основы, а вера человека, соответствующая его душевным качествам, была бы истинно глубокой. Человек бы сам выбирал то, что ему ближе.
Бог живёт во всех людях, но не все люди живут в Боге. В этом причина страданий людей. Как лампа не может гореть без огня, так не может человек жить без Бога.
Браминская мудрость
У кого религия на втором плане, у того её совсем нет. Бог совместим со многим в сердце человека, но несовместимо одно: чтобы Он был в сердце на втором плане. Тот, кто отводит Ему второстепенное место, не отводит никакого.
Джон Раскин
Джон Раскин (1819 — 1900) — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины ХIХ — начала ХХ века.
Самое могущественное в мире то, что не видно, не слышно и не осязаемо.
Лао-Цзы
Свобода вероисповедания - важнейшая часть духовного здоровья человека, которая часто гасится анафемой, которой люди «одаривают» друг друга, если узнают, что встреченный ими - иноверец. В итоге, люди боятся друг друга, боятся в православной среде признаться, что исповедуют не православие, а например буддизм. И это рождает напряжение, потому что человек знает, что будет чаще всего невольно осуждён за это и потеряет доверие и любовь друзей и близких людей. А если бы люди исполняли заветы своей религии, были бы истинно верующими, они бы с ещё большей любовью относились к человеку другой веры, как об этом и говорят священные писания, в частности об этом говорил Иисус.
Проблема в том, что мы не верим истинно. Христиане являются христианами только на уровне обрядов, а не своей души и совести. Рядовая бабушка, каждый день ходящая на службу или служащая в церкви «на свечках», часто возмущается, когда узнаёт о контакте православных и мусульманских иерархов, о форумах, где представители всех религий обсуждают мировые проблемы и ищут пути выхода из них. Несомненно, те, кто достиг высокой ступени в церковном служении, чаще всего хорошо образованны и знают не только основные каноны, но и труды многих святых, глубоко изучают писание и чаще всего поднимаются по иерархической лестнице благодаря своим человеческим качествам.
При этом они изучают и основы других религий. Поэтому мировоззрение у них более приближено к истинным основам религии, которая как раз и учит любви и примирению со всеми, а не только с единоверцами. Да и что такое иноверцы, когда иерархи Иудаизма, Ислама и Христианства все свои совместные встречи начинают с упоминания Пророков Авраама и Моисея, которые являются глубоко почитаемыми во всех этих трёх религиях, называемых «Авраамическими». Недаром Христианство «захватило» в себя и Ветхий завет - священную книгу Иудеев - как объединяющий корень с иудаизмом и исламом.
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Лк. XI, 23
К чему же относятся эти слова Иисуса и почему так категорически звучат они? Что же делать мусульманину, признающему Иисуса как великого пророка Ису? Отречься от своей веры?
Мы затрагиваем самую важную тему, неправильное понимание которой приводило к религиозным войнам и использовалось многими для сведения счетов и развязывания войн. Благодаря подобным словам оправдывались многие преступления. Помните слова Иисуса: не мир принёс, но меч и разделение! И люди брали в руки меч и разделяли... тела иноверцев.
К сожалению, почти все понимают эти слова и сегодня неверно, как и неверно понимают слова пророка Мухаммеда (мир ему) о борьбе с неверными, благодаря чему существует такое понятие, как священная война: джихад. Мусульмане убивают немусульман только из-за одной этой фразы, считая, что попадут сразу в рай, если убьют «неверного». Вот как поработал дьявол, интерпретируя на свой лад священные слова, которые могут быть правильно поняты только человеком, имеющим действительно глубокую Веру.
Ни Иисус, ни Магомет и представить не могли, что их слова будут оружием в руках людей, и что с помощью этих слов люди будут упиваться кровью. Они говорили не о религиях, которых тогда и в помине не было, но о духовности, о душе человека. Они призывали людей жить душой, стремиться к духовности, к Богу, они никогда не говорили: будь исламистом, будь христианином! Они говорили о том, как достичь Бога, как соединиться с Создателем. И церковь, и умма были созданы только спустя века после ухода с земли этих Сынов Бога. И люди уже использовали их слова и интерпретировали их с уровня своего приземлённого, ограниченного сознания, погруженного во мрак и тяготы средневековой жизни.
Сознание Сына Бога, несущего Его Слово, и сознание человека - два противоположных полюса, небо и земля, между которыми только проносится молния - Слово. Когда Иисус ходил по земле, его слова были молниями, которые несли огромную силу и Дух Единого Бога.
Они разбивали серое сознание людей и сжигали напластования невежества и серости духа человека, внося в него новые мысли, чувства, вибрации. Они несли определённый контекст, были частью грандиозного учения, новой картины мира, которую поведал людям Иисус. Всё, что мы имеем в Библии - только 1% от того, что принёс Иисус, да и то всё это было записано годы спустя от его вознесения. Мы знаем, что много других евангелий, написанных другими апостолами и учениками Иисуса, были сожжены в третьем веке по решению Вселенского собора, и были оставлены только тексты, нёсшие исключительно нравственную нагрузку, с минимальным количеством знаний. Первые священники боялись, что учение Христа, которое он передавал своим ближайшим ученикам, и которое они, священники, тоже знали, будет слишком сложным для понимания людей и будет неправильно понято и искажено людьми, и поэтому нещадно уничтожили всё. И только в середине 20-го века какая-то часть чудом сохранившихся текстов была найдена в Египте, где жили первые христианские общины. И эти тексты настолько глубоки, что действительно понимаешь, чем руководствовались «святые отцы» церкви, когда сжигали то, ради чего Иисус приходил на землю и ради чего терпел страдания. Поистине, люди не ведали, что творили, и за это были канонизированы как святые. Вот так абсурдна жизнь на Земле! Зло в очередной раз было сделано во имя добра, и с водой выкинули и ребёнка.
Слова Иисуса, приведённые нами в заголовке говорят буквально: кто не с Богом, тот против Бога.
Если человек отказывается дышать, потому что его гордыня не позволяет ему быть зависимым от какого-то там воздуха, то он перестаёт дышать. «Как же так я, человек, да ещё буду зависеть от какого-то там несчастного кислорода! Да пошёл он!» И человек умирает. Эта смешная на первый взгляд картина полностью отражает истину того, как человек решает жить без Бога. Ведь Бог - это Жизнь, это воздух, это сама суть пространства и всего, что его наполняет. Это законы мироздания, Смысл Жизни, Душа Жизни.
Это ключ к пониманию того, что все религии - только ветки одного дерева под названием Жизнь. Жизнь, Бог, как хотите назовём, - это суть и времени, и пространства, и энергии, и света, и материи. Человек просто не может жить вне её, без неё, тем более что он сам - часть, творение Бога. И только в своём сознании человек решает, что способен жить без Бога, но это иллюзия, не большая, чем отречение от дыхания. Бог есть Любовь, и человек, отрицающий любовь, не любящий Бога и частицу Бога - другого человека - просто сворачивается в точку, становится бесконечно малым и исчезает.
Видно, как люди духовные, истинно верящие в Бога, становятся мудрыми к старости и душевно великими, и как не верящие атеисты в старости становятся жалкими и несчастными, погасшими, как обожженные молнией ветви деревьев.
Как трагична и одновременно прекрасна жизнь в физическом мире. И как прекрасно, что сам человек, а не кто-либо другой решает: быть ему или не быть. В этом заключается главная тайна жизни, благодаря которой человек обладает духовной свободой и может быть со-творцом Бога, и достичь Бога или, в противоположность, стать разрушителем и исчезнуть.