МАРИЯ МОНТЕССОРИ. Навстречу детям
Рождение - первое испытание
Давайте для более глубокого понимания основ, лежащих в основе метода Марии Монтессори, постараемся проникнуться логикой её мышления, её уникальным восприятием маленького человека. Начнём с того, как она понимала чудо рождения. В утробе матери, а если быть точнее, уже при зачатии, происходит опускание частицы Бога, души и духа, в эмбрион. Если у матери чистая душа, если она не курит, не пьёт, правильно питается, и, что самое важное, постоянно находится в позитивном настроении, то будущий ребёнок ощущает себя вполне комфортно и гармонично развивается как физически, так и психически. Идет время, и приближается первое испытание - болезненные для матери и ребёнка роды. Однако вопрос, для кого они тяжелее, спорный. Привычно думать, что больше страдает мать. Да, её физическая боль неизмерима. Но для малыша это также огромный стресс. К физической боли от того, что он должен втиснуться и пройти через узкий и твёрдый канал, прибавляется шок от первой встречи с миром. Из уютной темноты материнского лона он в мгновение попадает в ослепительный свет, который режет глаза, из относительной тишины в мир шума и криков врачей и родственников, из мира, где его обволакивала тёплая вода, его вытаскивают руки в резиновых перчатках, а то и клещами. Его поворачивают и рассматривают под светом, поднимают и опускают, моют, взвешивают, делают прививки, одевают и тому подобное... Это то же самое, как если бы мать сразу же после родов вскочила, нарядилась в бальное платье и пошла танцевать. Ребёнку ничего не остаётся, как кричать, и он кричит. Иногда ребёнок продолжает и после родов в течение некоторого времени кричать тем же криком, когда просыпается, как будто заново переживает ужас прихода в этот мир. Именно по этой причине мы не помним, как пришли в этот мир. После рождения ребёнок очень уязвим, ему необходимо особенное внимание, уход и защита. Только понимая, что происходит в крохотном существе, мы можем оказать ему действенную помощь. В этот период лучше действовать, исходя из принципа «не навреди».
Мы знаем, что самое главное - это любить ребёнка. Любовь проявляется в действиях, а что делать, мы, к сожалению, часто вообще не представляем, вот и получается, что «не ведаем, что творим»...
Далее мы рассмотрим некоторые особенности формирования взрослого человека из ребёнка, приблизимся к пониманию детского сознания, отличного от взрослого.
Сенситивные периоды
Сенситивный период - это период повышенной восприимчивости, который можно сравнить с лучом света прожектора, который освещает один кусочек мира, оставляя при этом всё остальное в тени. В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым воздействиям со стороны окружающей среды. Если в течение фазы повышенной чувствительности ребёнок найдёт занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В течение такой фазы ребёнок не отвлекается на другие раздражители - он проходит процесс постижения, который захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и всё личностное развитие. Для процесса концентрации Монтессори употребляет термин «нормализация». Мария в каждом ребёнке видела яркую божественную индивидуальность, которая в процессе «нормализации» лишь постигала саму себя, в своём познании мира следовала своим индивидуальным, естественным для неё интересам и искала возможности для их достижения и познания. Поэтому мне термин «нормализация» кажется не очень удачным. Я бы назвала этот процесс исцелением души и тела ребёнка от следов немудрого воспитания и влияния неблагоприятных факторов среды.
Ребёнок постепенно изучает мир, находясь под влиянием сенситивных периодов: воспринимает порядок, становится чувствительным к речи, различает цвета и формы, испытывает потребность в движении и т.д. Важно не оставить без внимания моменты, составляющие мозаику быстро меняющегося мира его раннего детства. Если не воспользоваться возможностями данного момента, то он уйдёт навсегда, а потенциалы, заложенные в человека природой, останутся нереализованными в силу пренебрежения ими.
Почти всё, что мы можем сделать для ребёнка, по мнению Монтессори, это заранее подготовить среду его пребывания и дать ребёнку свободу выбора и действий. Ребёнок сам выберет, что ему на данный момент жизненно необходимо в его познании мира и самосовершенствовании. Словно магнитом его будут притягивать некоторые предметы. Мы должны подготовить свой дом для вхождения в него первооткрывателя и, чтобы понять его нужды, учиться вместе с ним видеть этот мир, как в первый раз.
Первая необходимость - движение. В ребёнке первой зарождается сила воли, желание познавать, а инструментом познания является собственное тело. Что мы делаем, когда ребёнок с усилием к чему-то тянется? Мы или быстро убираем данный предмет (если не хотим, чтобы ребёнок его разбил), или подаём его ребёнку, потому что не можем смотреть на его, как нам кажется, смешные усилия. Это легкие для нас пути, поэтому мы их обычно и выбираем. Такая помощь легка, и поэтому невысокого качества. Оба эти варианта ничего полезного ребёнку не дают, а следовательно, вредны для него. Таким образом, на данном примере можно сформулировать первую заповедь: излишняя помощь вредна, так как развивает в ребёнке беспомощность, а в нас - чувство превосходства и власти над ним. Наберитесь терпения и выбирайте трудные пути: настоящую помощь можно оказать, лишь подчинив дисциплину любви. Например, в Домах ребёнка была специальная фарфоровая посуда, чтобы дети учились аккуратно ею пользоваться, развивая тем самым мелкую моторику и бережное отношение к чему-то ценному и красивому.
Вторая заповедь касается времени. Необходимо понять, что у ребёнка время течёт по-другому, у него свой ритм, отличный от нашего. Ему непонятно, когда мы торопимся, одевая или раздевая его, когда его кормим или моем. Ему хочется всё ощутить, проанализировать своим всеобъемлющим умом и, главное, всё сделать самому.
Есть и другие заповеди, но основной принцип состоит в том, что помогать своим детям нужно, как слуга помогает хозяину: незаметно и только тогда, когда это необходимо. Слуга приходит, когда его хозяин зовёт, но не вмешивается в его жизнь постоянно. Он приготовит ужин, но оставит господина наесться, сколько и как тому захочется. Слуга лишь наблюдает за хозяином и понимает с полувзгляда, когда ему подойти, а когда, наоборот, удалиться и не мешать. И в главном, слуга уважает своего господина во всех его проявлениях. «Пусть доброта не раскрывает себя, или, если она раскрыта, пусть принимает вид не помощи, а чего-то естественного». Таким образом, мы служим вечному духу в маленьком человеке.
Существует один неуловимый для взрослого, но очень хрупкий момент в жизни ребёнка, когда мы должны проявить всё своё уважение и доброту к ребёнку. Этот момент наступает каждый раз, когда ребёнок чем-то увлечён, чем-то занят. Нам с высоты своих лет предмет его увлечения кажется неинтересным, или мы не замечаем, когда ребёнок о чём-то усердно думает, на чём-то сосредоточен. Приведу такой пример. Родители решили пойти с ребёнком в зоопарк. Решили, что пойдут туда пешком через парк, а не поедут на транспорте. Ребёнка на этом пути интересовало абсолютно всё: то он хотел посмотреть на травинку, то его внимание привлекла лужа, то утки, плавающие в озерке. Ему совсем не хотелось торопиться. Родители же, следуя заранее продуманному маршруту и не желая менять из-за ребёнка свои планы, тащили его дальше, а он начинал плакать. Так прекрасная прогулка превратилась в кошмар и для ребёнка, и для родителей. А могло быть всё по-другому, если бы они оставили ребёнка радоваться миру, быть самим собой и радовались сами вместе с ним. Нельзя забывать, что дети любят повторять то новое, что им открылось. Если он шлёпнул ногой по луже, то захочет это сделать ещё 20 раз сейчас и ещё 10 раз на следующей прогулке. В этом нет ни капли вредности, это закрепление познанного. В моменты увлечённости ребёнка чем-то существует только один верный путь - делать вид, как будто его для вас просто не существует. Предоставьте ему, по возможности, неограниченное время для его исследовательской деятельности и не вмешивайтесь никоим образом, если сам ребёнок этого не пожелает. Помните, что иногда достаточно и взгляда взрослого, чтобы нарушить хрупкий мир ребёнка. Мы, взрослые, сами не любим, когда нам кто-то смотрит через плечо. Мы требуем оставить нас в покое, когда чем-то заняты. Дети тоже нуждаются в таком же личном пространстве, хоть и неосознанно. Это самые важные моменты в раннем развитии детей. Самые маленькие дети очень чувствительны, и мы часто травмируем психику ребёнка, даже не понимая этого, а потом удивляемся, почему ребёнок начинает плакать. Например, некоторые думают, что детям нравится, когда вдруг громко хлопают в ладоши или привлекают их внимание другими громкими звуками. Свой вывод взрослые делают на основании того, что ребёнок реагирует и поворачивается к источнику звука. Но разве сами они не бегут к окну, чтобы посмотреть всё ли в порядке с их машиной, когда срабатывает автомобильная сигнализация, несмотря на то, что до этого они были заняты. Представьте себя на месте малыша, когда в его дом приходит много гостей, каждый подходит к нему и пытается чем-то привлечь его внимание, и вам многое станет понятно. Для творческого человека, писателя или композитора, даже однократное прерывание бесценной вереницы мыслей чревато потерей образа, чувства, которые могли бы создать шедевр, а что говорить, если вторжения во внутренний мир происходят постоянно. У ребёнка тоже свой внутренний мир. Поэтому отнеситесь к своему ребёнку, как к творцу.