МАРИЯ МОНТЕССОРИ. Навстречу детям
Среда и специальный материал
Среда в Монтессори-центрах (или детских садах) разделена на четыре сферы: сенсорного развития, практической жизни, развития речи и сферы космического человека. Всё это находится в едином пространстве и располагается в нём как бы по спирали. Сначала идут материалы сенсорного развития для самых маленьких, постепенно переходя в другие области, заканчивая космическим развитием. К материалам относятся специально разработанные игрушки из дерева и других природных материалов, которые находятся на открытых полках шкафчика, располагающихся на уровне ребёнка. Материалы в первую очередь влияют на все органы чувств ребёнка, стимулируют развитие различения цвета, формы, веса, структуры, звука, запаха, вкуса и т.д.
В сфере практической жизни в Монтессори-цент-рах детям дозволено делать всё то, что дома обычно запрещается или на что у родителей обычно не хватает времени и желания: мыть посуду, играться с водой и пеной, сыпучими материалами, такими как манка или гречка, застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, ухаживать за цветами. Далее идёт подготовка к чтению через связь с конкретными вещами, которые можно сначала ощупать, назвать, написать их название и, наконец, связать с прочтением слова.
Космическое развитие расширяет кругозор ребёнка и подготавливает к школе, тут и основы биологии, разные атласы, математика и прочее. Математика, например, основывается не на абстрактных понятиях, таких как цифры, а преподносится в виде развивающей игры с материалом. Все материалы, как ни странно, находятся лишь в одном экземпляре, чтобы дети одновременно проходили уроки социализации и учились взаимодействовать и договариваться. Дети свободны в своём выборе движений. Совсем маленькие могут работать и с материалами, предназначенными для более старших, просто на нём они будут развивать другие способности, или, наоборот, старшие дети часто возвращаются к уже знакомым вещам и обнаруживают новые закономерности. Естественно, дети разного возраста находятся в одном пространстве, что очень выгодно для обеих сторон, так как младшие подражают старшим, а старшие, если согласны, объясняют младшим то, что уже прошли и осознали.
Так они закрепляют знания и опыт совсем на другом уровне, а также учатся ясно излагать свои мысли и помогать другим. Иногда более старший ребёнок лучше донесёт мысль младшему, чем учитель, просто потому, что не так уж давно был на том же самом месте. Более того, дети очень хорошо понимают друг друга, даже если у некоторых есть сильные дефекты речи, потому что дети особенно чувствительны к телепатии. В группе в идеальном варианте все занимаются своим делом, не мешают друг другу, но наоборот, царит атмосфера дружелюбия, взаимопомощи, уважения. Учитель наблюдает за развитием каждого ребёнка и вовремя предлагает ему другой материал и показывает ему, как с ним обращаться.
Учитель также следит за проявлениями как положительных, так и отрицательных качеств детей, стараясь предотвратить проявление негативных, которые могут стать чертами характера на всю жизнь. Здесь не применяется метод поощрения и наказания, так как это противоречит принципам Монтессори, которая боролась против всякого рода сравнения и соревнования детей. Она считала, что поощрения или наказания унижают ребёнка. Во-первых, это означало бы, что ребёнка не любят одинаково во всех ситуациях, а, во-вторых, ничего полезного и ценного это не приносит, а лишь пробуждает зависть. Одним из способов «наказания» и методов исцеления капризного ребёнка был такой: «чем больше вредничает ребёнок, тем больше ему отдай любви». Таким детям, если они не хотели ничем заниматься или не хотели идти на прогулку, предоставляли то, что они хотели. Ребёнка сажали в удобное кресло недалеко от занятых детей так, чтобы он их видел, давали ему его любимые игрушки, относились к нему со всей возможной любовью, как к заболевшему. Через некоторое время такому ребёнку надоедало сидеть одному и, поскольку он не хотел себя чувствовать хоть и любимым, но больным, то быстро «исцелялся».
Конечно, в Монтессори-группах существует несколько основных правил, которым новый ребёнок учится и к которым постепенно привыкает. Ему в этом помогают как взрослые, так и дети, показывая новичку, чем эти правила хороши для всех. Например, существуют такие правила: «взял, попользовался и вернул на место» или, если группа занимается вместе, то не стоит перебивать друг друга. Такие правила необходимо объяснять детям на примерах из жизни, чтобы они могли понять, почему нельзя, когда им говорят «нельзя». Так, учитель задаёт вопрос детям, и те сразу, как правило, начинают громко отвечать. Учитель спрашивает одного из них, что сказал другой, потому что он сам ничего не расслышал. Ребёнок не может повторить, что говорил другой, потому что был очень большой шум, при этом он отвечал сам. После этого ребёнок сам требует порядка, какой-то договорённости. Из этого можно сделать игру, когда дети сами ищут пути разрешения данной ситуации.
Я так коротко описываю здесь материалы и методику, потому что целью статьи является не это, а описание принципов и идей, заложенных в эту систему обучения самой Марией Монтессори. Методик такое множество, что Вы можете ознакомиться при желании с ними в любом из детских Монтессори-центров сами. Кроме основных занятий с Монтессори-материалом в центрах проводятся занятия по творчеству, по танцам, ритмике, и другим направлениям. Побольше о некоторых из них мы напишем в следующей статье.
Конечно, эта статься и изложенные в ней мысли не претендуют на абсолютно правильный подход к воспитанию ребёнка. Но мы понимаем, что дети нуждаются в первую очередь в нашем понимании, поэтому эти знания - не только насущная необходимость, но подарок каждому, кто желает обрести чувство истинной любви к своему ребёнку, а в итоге - настоящую любовь к себе и всем людям. •