МАРИЯ МОНТЕССОРИ. Навстречу детям
Как стать идеальным воспитателем?
Каждый родитель - и учитель, и воспитатель для своего ребёнка. Как и в любом деле, чтобы понять и прочувствовать свою задачу, необходимо постоянно видеть перед собой конечную цель прикладываемых усилий. Какого человека мы хотим вырастить? Знаем ли мы, что из себя представляет человек от природы, каким его задумал Творец? После долгих наблюдений и почти шестидесятилетнего опыта Монтессори определила ребёнка как существо от природы трудолюбивое, доброе, любящее, доверчивое и послушное. Всякий каприз Монтессори рассматривала как нарушение, как следствие неверного поведения воспитателя. Она утверждала, что любой каприз скрывает под собой серьёзную причину и является лишь защитным средством. Часто причиной является нарушение свободы выбора ребёнка, унижение, непонимание, насилие. Важной чертой детей является естественное требование от взрослых дисциплины и порядка, хотя сами они этого не осознают. Вообще, дети свои ощущения и стремления не осознают в том смысле, в каком это понимаем мы. Дети ощущают всё объёмно и всё «впитывают» очень быстро, так как они не занимаются раскладыванием мыслей по полочкам, что свойственно взрослым. Отсюда следует вывод, что объяснять им что-нибудь нашим языком, вроде бы как наравне, или требовать с них объяснений бессмысленно и даже вредно.
Каким же должен быть идеальный учитель? Основными его качествами должны быть САМООБЛАДАНИЕ и РАВНОВЕСИЕ. Самым главным препятствием, которое закрывает путь к пониманию ребёнка, это гнев. Если к гневу добавим гордыню, получим настоящую тиранию, то есть власть родителя над жизнью ребёнка, когда родитель его ни о чём не спрашивает и ни с чем не считается, когда действия ребёнка не имеют никакого значения. В этом случае ребёнка накрывает покров страха. Самое страшное, что при таком положении вещей ребёнок всегда чувствует себя виноватым. Его психика формируется при осознании: я ненужный, всё, что ни делаю, не имеет значения. Целью учителя должно стать объединение двух миров: мира взрослого человека со свойственной ему деятельностью и мира ребёнка с его трудом. Именно трудом, так как ребёнок не может не трудиться, он постоянно активен, даже если нам кажется, что он просто сидит. Работа для детей есть инстинкт от Бога, она их не утомляет, а наоборот, повышает их энергию. Ребёнок постоянно созидает себя, будущего человека, через последовательность действий, через связи. Учитель в первую очередь должен подготовить, создать себя и среду для работы ребёнка. Ребёнку можно ничего не говорить, напротив, это будет даже лучше, лишь бы взрослый был постоянным и надёжным примером. Постоянство должно отражаться в поведении, любви (любить ребёнка такого, какой он есть, всегда, во всех ситуациях), во времени (в распорядке дня), в правилах, которых должно быть немного, но которые должны быть обязательными к исполнению для всех членов семьи. Самому если не быть, то, по крайней мере, стремиться быть благородным человеком с красивой речью и жестами, постоянно проявлять высокие качества души. Нужно поощрять всякую деятельность ребёнка, тихая ли она или громкая, подвижная или медитативная, если эта деятельность является созидательной. Воспитание заключается в том, чтобы различать цели деятельности ребёнка и строго прекращать то, что имеет злое, вредное, бесполезное, дурное и просто негативное намерение. Главное, нельзя смешивать добро с неподвижностью, а зло с активностью.
Есть в Монтессори-педагогике такой принцип. Если дети оказываются в какой-нибудь конфликтной ситуации, то учитель старается не вмешиваться, если в этом нет крайней необходимости. Так дети учатся решать проблемы самостоятельно. Особенно если в группе присутствует агрессивный ребёнок, то создаваемые им конфликты служат уроком как детям, так и учителям. Детская агрессия, как бы сказала Монтессори, есть экстремальный результат незаметного на первых порах отклонения от нормального восприятия мира. Это лишь реакция ребёнка на наше отношение к нему, поведение или какое-то наше преступление в его глазах, реакция, которая стала привычкой и стремительно становится чертой характера, потому что так легче, потому что в конкретных ситуациях с помощью агрессии он добивается своих целей. Обычно неосознанной целью ребёнка является привлечение внимания родителей или педагогов, что ему и удаётся, когда он создает конфликтную ситуацию с другим ребёнком. Причем неважно, если после этого его ругают или наказывают, поскольку это тоже один из видов оказываемого ему внимания. Здесь необходимо искать причину, корень агрессии, а не разбирать эмоционально одни и те же ситуации. Как правило, со стороны ребёнка агрессия - это стремление дополучить неотданную ему любовь своих родителей. Часто родители не обращают внимание на детей, когда те делают что-то правильно, но лишь тогда, когда уже сделали что-то плохое. Поэтому необходимо просветить сначала родителей, чтобы они постарались изменить привычный образ взаимоотношений с ребёнком и устранили свои ошибки в общении с ним, а после необходимо научить других детей правильно реагировать на проявления данного ребёнка, чтобы тому было невыгодно поступать плохо, чтобы он не получил того желаемого внимания, в негативном смысле, которого он добивается.
Таких экстремумов в поведении детей столько, сколько и причин, к ним приводящих. Например, неактивный по своей природе ребёнок будет слишком пассивным, безучастным. Такой ребёнок может стать частой жертвой агрессивного. Принятие пассивной позиции есть также особое решение маленького человека, помогающее ему противостоять различным негативным по отношению к нему жизненным ситуациями. Но излишняя помощь, решение проблем за ребёнка, нежелание принимать помощь от него, а также мелочность и неважность действий и переживаний ребёнка в глазах родителей лишь способствуют его ещё большему закрытию от мира. А это может в итоге привести его к пассивности, лени, и, в конце концов, в подростковом возрасте, к нежеланию жить. Ребёнок как будто идёт вспять, возвращается в утробу матери, где ему было так хорошо, так тепло и спокойно. Такие дети любят долго спать, им неинтересно идти в детский садик или школу, им многое неважно, поскольку в подсознании они думают, что не нужны миру. Они не чувствуют своего места и роли ни в семье, ни на планете, они просто не знают, зачем им жить. И это очень серьёзно. Просто мы часто не отводим этому должного внимания, хотя только в детские годы с этим недугом легко можно справиться. Всё начинается с песчинки и заканчивается комом, но легче ведь убрать первое?