МАРИЯ МОНТЕССОРИ. Навстречу детям
Сенситивный период порядка - камень преткновения для родителей
Наверное, самый непонятый родителями период в жизни ребёнка - сенситивный «период порядка». Наступает он где-то в 2-2,5 года, когда ребёнок ещё не может объяснить, что творится у него на душе. В этом возрасте дети бывают особенно капризными, а родители не в состоянии понять, в чём причина. Они не могут определить: болит ли что-то у ребёнка, голоден ли он, хочет ли спать или не может заснуть. Чуткое наблюдение за ребёнком в этот период поможет выявить причину, вызвавшую каприз. Эта причина может оказаться такой неожиданной и казаться взрослому просто мелочью, в то время как для ребёнка являться преступлением со стороны взрослого.
У ребёнка формируется мировоззрение за счёт постоянно повторяющихся явлений, действий, в общем, за счёт особенного порядка вещей. Солнце восходит и заходит каждый день, утром можно ждать привычную гигиену, завтрак, прогулку и т.д. Постепенно ребёнок замечает всё больше изо дня в день похожих явлений. У мамы та же причёска, что и вчера, на улицу она одевает то же пальто, ботинки кладутся на то же место, к еде он получает ту же ложку, картинки на стене те же самые, и тому подобное. Дело в том, что если ребёнок с интересом каждый день на протяжении более долгого времени наблюдает и сосредотачивается на конкретных закономерностях, которые мы вдруг меняем, ребёнок не в силах это понять и проявляет своё бессилие, иногда через многочасовые рыдания. Если мама меняет причёску каждый день, в этом нет ничего страшного, но если мама в этот конкретный сенситивный период не меняла причёску пару месяцев и вдруг пришла домой с рыжими волосами вместо привычных белокурых, то ребёнок естественно окажется в полном замешательстве. Рухнул его привычный мир, и возникла неуверенность в этом мире, в его постоянстве. Это серьёзное чувство страха и неуверенности, которое нам, взрослым, знакомо. Можно утверждать, что в зависимости от того, с каким душевным комфортом мы прожили в детстве этот сложный период, с таким же душевным равновесием (или без него) мы справляемся (или не справляемся) со страхом изменений, став взрослыми. Не стоит бояться любого изменения, когда ребёнок проходит эти стадии развития. В первую очередь важно понять, из-за чего ребёнок страдает, чем конкретно недоволен, а потом постараться ребёнку объяснить, наглядно показать, что это изменение необходимо, если оно действительно необходимо. Следует отметить, что чувство порядка затрагивает не только внешний порядок в квартире, но и режим дня, и, о чём мы чаще всего забываем, -порядка нашего поведения в конкретных ситуациях. Определить, что ребёнку не нравится, достаточно легко. Например, сняли недавно со стены картину и повесили другую. В таком случае ребёнок обычно показывает на стену и чего-то требует, тогда не сложно определить причину недовольства. Попробуйте, когда ребёнок кричит, повесить её обратно. Бывают случаи более тонкие и незаметные, тогда необходимо быть очень внимательным как к ребёнку, так и к себе, потому что это могут быть действительно сложно определимые для взрослого мелочи.