ПОБОРОТЬ СТРАХ. Освобождение из невидимого рабства
Как не привить детям страх?
Как же уберечь ещё ничего не знающих детей от опасностей, но при этом не внушить им страх перед ними, не искалечить страхом их всему открытые души? Родителей можно понять, ответственность за жизнь и благополучие ребёнка очень велика, и если ребёнку хотя бы умозрительно угрожает опасность, они всегда подсознательно выбирают самый лёгкий способ его защиты - создают у ребёнка негативное отношение к опасному явлению, предмету или месту, пугают ребёнка тем, что с ним может случиться что-то плохое. Так быстрее и проще добиться своей цели - запретить, ограничить, оградить (вдумайтесь в это слово). Но мало кто задумывается над тем, что это навсегда оставит на ребёнке печать замкнутости, безынициативности мышления, будет мешать его развитию и сделает менее полноценной его жизнь. Но есть другой способ, он хоть и более трудоёмкий, но зато не калечит детское сознание и не даёт сбоев. Прежде чем воспользоваться этим способом, нужно понять, что формирование у ребёнка чувства осторожности перед опасными явлениями и формирование в нём страха перед ними - абсолютно разные вещи. Не думайте, что, воспитав в ребёнке страх перед чем-то, вы упасёте его от опасности столкнуться с этим. Прививание страха очень похоже на обычную прививку. Боясь, что ребёнок заболеет, мы сразу после рождения прививаем его от множества болезней, мы разрешаем медикам вводить микродозы штаммов вирусов, которые распространяются в его организме, создавая таким образом нечто наподобие привычки к этим вирусам и формируя устойчивость к ним, если они попадут в его кровь в будущем извне. Это такая своеобразная страховка: «а вдруг?...». Именно так действуют и страхи - наши эмоциональные прививки детям, чтобы они боялись собак, боялись чужих людей, боялись оставаться одни. Вы спросите, как может у ребёнка возникнуть страх одиночества, если мы всё время опекаем его и не отходим от него? Всё просто, рано или поздно настанет время, когда ему придётся остаться одному, а он даже не будет знать, что такое в принципе возможно - оставаться без мамы. Для него это будет таким необычным состоянием, тем, чего «не бывает», что он будет плакать, пока мысль о том, что в таком состоянии «есть жизнь», не укоренится в его маленькой головке, и пока он не свыкнется в ней. Так слишком заботливыми родителями формируется страх, который при взрослении перерастёт в давящее чувство одиночества уже у взрослого человека. Даже если ребёнок быстро выплачется и свыкнется с мыслью о том, что он может быть один, в его памяти на очень глубоком уровне запишется страдание, ломка сознания и боль от этого, и это страдание потом во взрослой жизни будет постоянно напоминать о себе какими-то бессознательными неприятными чувствами, которые будут ассоциироваться уже с другими явлениями его жизни. Это может привести даже к депрессии, стать причиной алкоголизма. А исток этого - излишняя забота родителей и прежде всего о своём благополучии - страх оставить ребёнка, чтобы с ним чего-нибудь не случилось, т. е. это не реальная забота о здоровье ребёнка, а просто мысли о себе. Получается, что страх, держащий в напряжении родителя, навсегда портит жизнь ребёнку. Другими словами, эффект от воспитания, основанного на боязни чего-то, будет обратным, т. е. чего родители больше всего опасаются, то они и получат в будущем в судьбе своего дитя.
Другой пример - часто слышимые слова о запрете чего-то: «не тронь собаку, а то укусит». Если ребёнок не знает, что такое «укусит», пока он не прочувствует это, он не поймёт истинную причину запрета. Если родитель говорит это часто, одёргивает ребёнка, сам демонстрирует свой страх с целью привить своему чаду чувство опасности, то у ребёнка формируется устойчивое негативное отношение ко всем собакам, и не потому, что они кусают, а уже просто потому, что они собаки; вместе с этим формируется устойчивая боязнь животных. Более того, из-за навязанного страха на основе запретов также формируется отрицательное отношение ребёнка ко всему остальному: к людям (вот он в грязной одежде, значит, надо его сторониться - в ребёнке формируется презрение к нищим), к погоде (дождь - это плохо, и при дождливой погоде у ребёнка, а потом и у взрослого человека автоматически будет формироваться плохое настроение) и так далее. По сути всё, чем страдает человек, каждая его негативная эмоция - всё сформировано страхами, которые внушают детям родители и воспитатели. Но этого можно избежать и приучить ребёнка к опасностям мира без привлечения страха. Для этого необходимо научиться общаться с ребёнком по-дружески, а не говорить ему: не трогай, не ходи, не бери; не кричать на него, если он не слушается, а с любовью объяснять последствия его действий, показывать, к чему они могут привести, при этом не допуская формирования ложных негативных представлений о явлении. Если ребёнок ещё не вырос до того возраста, когда он способен понимать ваши слова и воспринимать их как правило жизни, хотя бы не вносите в его сознание ложные установки, которые могут дать быстрый эффект, но чуть позже сделают из ребёнка морального инвалида, исказив его видение мира.
Если мы хотим уберечь ребёнка от укуса собаки, нам нет необходимости говорить, что собака плохая. Надо наоборот говорить, что собака хорошая, чтобы не делать из ребёнка садиста, ненавидящего животных. Нужно постараться объяснить ему, что у собак есть инстинкты, что собаки могут реагировать на человека неадекватно, что могут в редких случаях покусать, поэтому лучше не приближаться к ним, не гладить их. Но по сути своей они хорошие и заслуживают доброго к ним отношения, заботы и любви. Нужно быть внимательным к животным и не пытаться подходить к ним, если они того не желают, если не расположены к общению. Не стоит подходить, когда собака ест, т. к. она может подумать, что ты хочешь отнять у неё еду. Не нужно подходить к стае собак, когда они собираются вместе, т. к. у них начинают действовать совершенно другие законы, они становятся дикими и могут облаять или укусить, но это их природа, и они в этом не виноваты, поэтому всегда заслуживают доброго к ним отношения...
Такие разговоры с ребёнком занимают много времени, требуют особого расположения духа, внимания, терпения, любви. Поставить ребёнку печать страха и ненависти на всю жизнь - очень легко и быстро, в то время как воспитать здорового душой и телом человека очень непросто. Для этого сам взрослый должен осознавать глубину своего собственного поражения страхом и тот факт, что страх хоть и опасен, но иллюзорен и властвует нами до тех пор, пока мы в него верим и подпитываем его своими реакциями на него, что страх - это всего лишь навязанные мысли, порождённые нашими негативными ощущениями в прошлом. Воспитывая по-новому своих детей, мы сами увидим в себе следы неправильного воспитания нас нашими родителями и сможем легко устранить их.
Для примера приведу одно из правил позитивного общения, принятое в Японии, которое заключается в том, чтобы никогда не говорить «нет». Как это действует в раннем возрасте, который у нас обычно сопровождается пресловутым «нет» и прочими запретами? На просьбу ребёнка: «Мама, можно я пойду гулять?» у нас ответят: «Нет, сиди, делай уроки», в Японии вы услышите: «Можешь, конечно, пойти погулять, только давай я проверю, как ты сделал домашнее задание». Когда у нас обращаются за разрешением: «Мама, можно я пойду на дискотеку?», то в ответ часто следует: «Нет, тебе еще рано», в Японии ответят так: «На дискотеку можно, ждем тебя к ужину в 21.00». И неважно, что в первом случае тебе придется уныло плестись к своему письменному столу и делать уроки, а во втором дискотека начинается только в 22.00, и нет смысла собираться. Но ведь создается впечатление, что мама понимает нужды своего ребёнка и доверяет ему. Таким образом, японцы никогда не отказывают, а предлагают альтернативу из того, что у них имеется. Они дают человеку выбор, этим показывая, что не все так плохо!