РЕБЁНОК. Нить гармоничного воспитания
Важные "мелочи"
Ниже представлен список некоторых естественных и нормальных особенностей развития детей, которые часто для родителей превращаются в раздражающие «мелочи»:
-·до того, как ребёнок овладеет речью, его единственным инструментом самовыражения является громкий голос, а инструментами познания - рот, ручки, ножки. Ребёнок может кусаться, пинаться, не испытывая к вам никаких враждебных чувств. Это лишь эксперимент. Для него не существует «хорошо» или «плохо» - он в восторге от разбитой вазы, от пролитого молока, от рассыпанной по всей квартире манки. Наказывать его за это не стоит;
-·детям свойственна импульсивность действий, настойчивость, упрямство, любознательность, без которых было бы невозможным их дальнейшее развитие. Тысячу раз он упадёт и встанет без особых огорчений, чтобы научиться ходить. Не стоит слишком ограничивать ребёнка, чтобы он в будущем не замкнулся, не потерял всякий интерес к миру. Нельзя, чтобы в вашем лексиконе было больше «нельзя», чем «можно». Поменяйте свой взгляд на вещи или поменяйте обстановку;
-·с 6-ти до 9-ти месяцев детям особенно свойственна боязнь чужих людей и одиночества;
-·до полутора лет дети почти не умеют занять себя сами. Скучающий ребёнок и занятая мать - не очень удачный вариант;
-·до двух лет дети не запоминают ваши наставления. Вам придётся тысячу раз повторять одно и то же, пока у ребёнка не выработается условный рефлекс. Желания ребёнка существенно превышают его возможности. Ему свойственна неусидчивость;
-·двухлетки очень эгоистичны. Они являются единственными властителями мам, пап, дома, времени.
-·в том же возрасте дети любят часто говорить «нет». Не принимайте эти «нет» на свой счёт, и подумайте, не это ли слово чаще всего слышал от вас ребёнок в ходунковом возрасте;
-·с 2-х до 3-х лет дети нуждаются в режиме и очень любят его. Хаотичная среда взращивает раздражительного ребёнка. В этом возрасте дети любят устраивать гонки, переставлять мебель, командовать всей семьёй (и это нормально, такой у него запас слов, и так вы с ним общались первые годы). В этот период они очень чувствительны к болячкам, царапинам, а также не умеют делиться;
-·трёхлетки любят, когда им предоставляют выбор, который лучше продумать так, чтобы он устраивал и вас, и вашего ребёнка: «Хочешь брокколи или горох?» Обожают игры «понарошку». Ценят, когда с ними обращаются как с самостоятельной, равноправной личностью. Их любимая фраза: «Я сам»;
-·вежливое поведение почти недоступно сознанию ребёнка до 5-ти лет. Его можно приучить к каким-то образцам-ассоциациям, но умение понимать чужую точку зрения и вникать в ощущения других пока за пределами его возможностей;
-·что такое хорошо, и что такое плохо дети усваивают осознанно к 6-ти - 7-ми годам. До этого в них работают условные рефлексы, вами же заложенные.
«НЕТ»
Уметь пользоваться этим коротким, но таким важным словом, значит ещё на шаг приблизиться к идеальному воспитателю. Слишком многочисленное «нет» в нашем употреблении - распространенная причина того, почему в мире так много пессимистов. Это слово часто вытесняет любые другие слова, вылетающие из наших уст. Но ребёнок - это духовно независимая сущность, которая не в состоянии понять ваше сопротивление её воле. Он - свободная личность, он не понимает запреты. Его воля настолько сильна в этот момент, что истерики по пустякам становятся почти постоянными. Он лишь хочет узнать, попробовать,
дотянуться, подержать и потом уж сделать с данным предметом всё, что только получится. Пинать, стучать о стены, брать в рот, размахиваться - вот первые пробы с предметом. Предвидеть это и заранее предотвратить нежелательное развитие событий - вот лучший способ, как облегчить жизнь вам и ребёнку. Безопасная среда, окружающая ребёнка, должна быть на первом месте. Необходимо спрятать опасные для ребёнка предметы так, чтобы он не только не мог до них добраться, но и не знал об их существовании. Если он будет знать, что они лежат в том шкафчике на верхней полке, он будет всеми способами пытаться добраться до них, даже провоцируя вас своим криком. Пользуйтесь чаще фразами «довольно!», «остановись!», «постой!», чем обыденными «нельзя» и «нет». Говорите эти наставления спокойно, чётко, озабоченно. В принципе, когда ребёнок ещё толком ничего не понимает, легче всего просто переключить его внимание на другое занятие, предложив ему что-то достойное взамен.
Никогда не бейте малышей по ручонкам. Это хрупкий познавательный инструмент, который напрямую связан с психикой. Тем более, что этим вы укрепляете в ребёнке пример того, что вполне допустимо так обращаться с другими людьми. С вашим «нет» постарайтесь передать ребёнку ваше уважение и вашу заботу.